DUNE II: BATTLE FOR ARRAKIS (1992)
DUNE II: BATTLE FOR ARRAKIS (1992) — Легендарная компьютерная игра
Несмотря на то, что изначально правами на разработку игр вселенной Дюна владели исключительно французы, которые и создали первую Dune, представители издателя не были уверены, что молодая никому не известная компания будет способна создать что-то действительно стоящая. Из-за этого они исподтишка продали права еще одному уже довольно известному на тот момент разработчику Westwood Studios.
В то время как Cryo Interactive Entertainment создавали лорную версию игры. Вествуды взяли из книг самое сердце, а именно постоянное противостояние домов в попытке контролировать как можно больше залежей спайса. Такое решение само по себе означало, что в итоге должна получиться полноценная стратегия с незначительными вставками «лора» в виде брифингов персонажей перед каждым заданием.
Именно так и появилась на свет самая первая RTS в нынешнем понимании этого жанра. Для улучшения игрового процесса Вествудами довольно сильно был переиначен сюжет и добавлен еще один Дом Ордосов. Это превратило противостояние подполья и захватчиков в настоящее рубилово разных армий. Кочевники далекого космоса Фримены из игры не исчезли, но вместо основной огневой мощи Дома Атреидес они стали обычным вариантом юнитов для воспроизведения в казармах.
Таким образом игрок в DUNE 2 получает возможность выбора между партизанами Атреидесам, фанатами больших калибров Харконеннами и безбашенными диверсантами подрывниками Ордосами. Главной задачей игры стала постройка базы, создание как можно большего количества юнитов, постоянная добыча ценного ресурса и война за определенный участок планеты. К тому же время от времени приходиться неожиданно получать проблемы из-под земли в виде огромных червей Шаи-Хулудов. По мере успешно выполненных заданий игроку предоставлялся доступ к новым видам войск и улучшениям, а самой последней миссией была одновременная война сразу с двумя объединёнными домами и войсками Императора.
Игра Дюна, как она есть
В самом начале кампании разница в юнитах каждого дома заметна исключительно на визуальном уровне, но уже ближе к концовке, каждый из них постепенно раскрывает свою уникальность: особые постройки и уникальные боевые единицы. Таким образом, Атреидесы получали возможность нанимать фрименов, создавать звуковые танки и бомбардировать врага с помощью орнитоптеров.
В свою очередь Харконенны могли похвастаться супермощными танками с огромным уроном и возможностью запуска реактивных ракет на большие расстояния для бомбардировки вражеской базы или больших скоплений войск противника. При этом Ордосы получали «шахидов» для подрыва зданий и девиаторы (танки способные захватывать вражескую технику на определенный промежуток времени).
В момент выхода вторая Дюна являлась просто великолепной стратегией с отличными механиками, и если проанализировать ее сейчас, то можно выявить просто ошеломляющее количество разнообразных «фич». Так, например с помощью харвастеров и танков можно было с легкостью укатать в песок вражеских пехотинцев, а защита от воздушных атак осуществлялась только турелями. Еще можно было заничительно ускорить добычу ресурсов переправляя довольно медленные харвастеры между залежами и базой с помощью грузового самолета. Ну и наконец построенные без фундамента строения постоянно теряли свою прочность, что значительно уменьшало их эффективность.
Вместо заключения
Большинство геймплейных и визуальных черт второй Дюны продолжили свое существование не только в играх Вествудов (среди них легендарная серия Command & Conquer), но и других студий. При этом заложенный внешний вид с мини-картой и панелью задач определенного юнита до сих пор присутствует в классических RTS.
На протяжении 4 лет было распродано 250 000 дисков с игрой. Дюна 2 сразу же обросла огромным количеством положительных отзывов, средняя оценка которых в составляла 9 баллов из 10.
EMPEROR: BATTLE FOR DUNE (2001)
EMPEROR: BATTLE FOR DUNE (2001) — Стратегическая компьютерная игра
В этой RTS игрок уже имеет возможность сражаться не только в пустыне привычного Арракиса, но и завоевывать другие планеты. Каладан и Гьеди Прайм — родины Атреидесов и Харконеннов, имеющие свой собственный дизайн, особенности и ландшафт.
Это первая игра серии DUNE, которая получила полноценную трехмерную графику и свободную камеру. Практически всем боевым единицам были оставлены механики и названия. Но в то же время был полностью изменен их внешний вид. Например, изначально они были вооружены огнестрельным оружием, а в этой игре им уже выдали плазменные и лазерные пушки, которые смотрятся значительно эффектнее.
Сообщество критиков положительно отметили появившиеся изменения во франшизе и наделили игру отметкой в 8/10. «Император» запомнился геймерам великолепной графикой и отличным музыкальным сопровождением. Сам же игровой процесс особых изменений не претерпел, это же относится и к многопользовательской составляющей. Сразу после выхода игра продавалась довольно неплохо. Однако появление в 2002 году третьего Варкрафта «растоптало» большинство других классических RTS, в том числе и эту. Потому, сейчас о ней практически никто не помнит.
Что здесь есть[править]
- Архитектурный символ — казармы трёх Домов. У Атрейдесов выглядят как большой и очень толстый белый орёл, у Ордосов — как свернувшийся кольцами золотой удав, у Харконненов — как смесь головы барана и торчашей из земли руки от сжатого кулака до локтя.
- Вечная загадка — почему Дом Ордос может покупать ракетные танки в космопортах, но не может производить их на своих заводах? В Dune 2 был хотя бы фанатский обоснуй, что их слишком легко перепутать с девиаторами (на экране выглядят одинаково). Но здесь-то почему, когда девиаторы и ракетнве танки легко различить?
-
Вор
Всё это контрится обычной пехотой — она видит врагов и в стелсе, легко их расстреливает, а ракетомётчики без проблем справляются с девиаторами.
— у всех Домов есть технологии, основанные на краже и стелсе. В стелсе сражаются фремены и уничтожают здания диверсанты, а без стелса инженеры воруют здания, а девиаторы Ордосов — технику.
- Диссонирующий саундтрек — в кампании можно выбрать саундтрек из одного и того же набора для всех Домов. А некоторые из них посвящены конкретным Домам, так что можно вести к победе Ордосов, всё время слушая саундтрек Атрейдесов, Харконненов или Фременов.
- ИИ этим не пользуется — см. статью.
- Искусственный идиот — ИИ не умеет бороться с фременами и не зашищает от них харвестеры, а когда нападает, ведёт войска не от этапа к этапу, а приказом атаковать базу игрока со своей. В результате лёгкие машины намного опережают танки, а пехота от танков сильно отстаёт, отчего значительно легче всё это расстрелять. А инженеры, фремены и диверсанты посылаются на ваши здания не во время атак, которые бы от них отвлекали, а в промежутках между атаками.
- Мамонт-танк — девастаторы Харконненов и Сардаукаров.
- Ослабеть в адаптации — много что тут ослаблено в сравнении с Dune 2. Песчаные черви, звуковые танки, ракета «Рука смерти» и так далее. Разработчики существенно скорректировали баланс.
-
Песчаный червь
Серьёзно? Слабее? Сколько раз слышу этот странный расхожий миф, столько раз удивляюсь. В Dune 2 их можно было убить навсегда — хотя некоторые говорят «червь не умирает, лишь временно уползает», но на моей памяти червь после этого ни разу не возвращался на карту. Может, зависит от уровня сложности, хотя не помню, было ли деление по уровням сложности в старой «Дюне». Зато в предмете статьи оно точно есть — и здесь уже на «самом лёгком» уровне сложности черви бессмертны, их нельзя прогнать навсегда, поведение их почти непредсказуемо, уровень здоровья неотслеживаем, преследовать их крайне сложно ввиду невозможности автонаведения, а после «смерти» они очень быстро возвращаются. И при этом вы говорите, что-де «в Dune 2000 червей ослабили»?
— куда же без них! Только теперь в мультиплеере появилась ещё и пехота, которая отманивает их в сторону, а сами они стали меньше и слабее (что совсем не значит «больше не опасны»!)
- Планетарный романс — как и в оригинале.
- Танки — это круто — что правда, то правда.
- Триметаллическая денежная система — постройки Харконненов и Сардаукаров красятся под медь, Атрейдесов — под серебро, Ордосов и остальных — под золото. Особенно это нужно в мультиплеере, где цвета фракций из кампаний не сохраняются и кто на карте кто, можно понять только по цветам построек.
- Эксплойт — Save scumming, когда в кампаниях или на картах «игрок против ИИ» есть Харконнены с «Рукой смерти». Можно сохраняться после каждого удара ракеты и восстанавливать сохранение, если ракета не попала куда нужно (для Харконненов) или попала куда не нужно (для Атрейдесов и Ордосов)
- Эффект Телепорно — Харконнены обычно нападают «харчками» (относительно небольшими отрядами), а Ордосы — «ордой» (мощным десболлом).
Примечания и сноски[]
- В одной из миссий против игрока сражаются лёгкие версии фриманов, не обладающие невидимостью.
- Так же существует недоступный для игрока завод наёмников, который можно захватить. Однако пещеру (убежище) Фрименов, появляющуюся в одной из миссий в нескольких экземплярах, захватить невозможно (будут показываться не 3 стрелочки, а перечёркнутый круг, как при попытке захватить турель). Неизвестно, эта пещера имеется во фракции Фрименов, своей, за червя, или вообще не имеет фракции.
- Возможно, червь состоит в своей фракции, а не в Фрименах.
- Сардаукар Харконненов взрывается, если его переехать, как и Гренадёр Атрейдесов.
- В некоторых версиях в файлах имеется второй вариант Носителя.
- Ракетные танки не могут поразить цель на расстоянии 2 гексов или менее. Если они попытаются, ракеты сойдут с ума и попадут в случайные места, отличные от целевого гекса.
- По файлам, здания с одной текстурой, не зависящей от фракции — стены, турели — всё-таки принадлежат разным, и есть по 3 их варианта, но выглядят они одинаково, кроме Сиетча.
- В файлах буква (А) обозначает Атрейдесов, (Н) — Харконненов, (О) — Ордосов, (М) — наёмников (Mercenaries) , (S) — контрабандистов (Smugglers) , а (Е) — Императора (Emperor).
- Фабрика Императора в файлах считается отдельным строением, а не Харконненовским. Аналогично со сборочным двором — в файлах, несмотря на Харконненовскую внешность, двор Императора — отдельное строение, дающее доступ к постройке Дворца Императора. Так же свой космопорт имеют контрабандисты. А что-бы тренировать обычных Фриманов, нужны казармы Фриманов, которые имеют вид Атрейдесовких.
- Наёмникам доступна постройка своего тяжёлого завода, но для него не стали делать отдельную иконку, и здание использует иконку орнитоптера.
- В файлах имеется 2 версии Носителя.
- Помимо 7 команд, всего в файлах есть около 224 — с необычными цветами, вроде чёрного, или несколькими сразу.
- Дата 31 августа ошибочна, см. здесь
DUNE 2000 (1998)
DUNE 2000 (1998) — Компьютерная игра — продолжение легендарной серии
В конце 90-х Вествуды, благодаря разработке серии стратегий Command & Conquer, отлично держалась на плаву. А первопроходец Cryo Interactive Entertainment уже имел значительные финансовые трудности. Поэтому владельцы дали разрешение продолжить серию стратегий о «Дюне». К сожалению, плотная работа над «Генералами» не дала Westwood Studios возможности создать принципиально новую игру. Они предоставили работу новичкам из Intelligent Games, которые попросту решили выпустить ремейк уже существующей второй Дюны.
В конечном результате, фанатам пришлось довольствоваться абсолютно тем же сюжетом и незначительно измененным геймплеем. И преподносилось это в новой, более современной графической обертке. Все, что удалось добавить, это отличие урона разными юнитами друг по другу. Например, осадная техника отлично подходила для уничтожения зданий и пеших войск. А вот технику уничтожать ей было сложно. Классические бронированные единицы прекрасно расправлялись с себе подобными, а против пехоты были абсолютно бесполезны. Ну и, конечно же, в игру ввели совместный режим.
В средине 90-х такие изменения и принесли бы славу, но в то время это был провал. Игровые критики разнесли стратегию в пух и прах, поставив ей оценку в 6 из 10. А тираж дисков расходился очень плохо. И здесь, впервые, сработало знаменитое игровое проклятие «Дюны». Через некоторое время Westwood была выкуплена канадской EA.
Модификации[]
Вопреки распространённому мнению о том, что Dune 2000 создана на движке игры «Command & Conquer» (или «Red Alert»), это не так. Несмотря на внешнюю схожесть, движок имеет множество отличий от вышеупомянутых игр — в частности, используются иные форматы большинства файлов игры. Из-за сложности «вскрытия» внутриигровых форматов, а также отсутствия каких-либо официальных редакторов ресурсов игры, Dune 2000 долгое время почти не поддавалась модификациям, если не считать созданные фанатами программы, позволяющие частично изменять игру: например, редакторы многопользовательских карт и характеристик боевых единиц. Однако не так давно энтузиасты с форумов Fed2k смогли частично расшифровать файлы миссий, что позволило создавать даже новые карты для кампаний.
В 2013 году был опубликован патч, который позволяет изменять разрешение игры до 1920×1080.
FRANK HERBERT’S DUNE (2001)
FRANK HERBERT’S DUNE (2001) — Единственный 3D-action во вселенной Дюны
Почти одновременно с появлением «Императора» на экраны вышел небольшой сериал под названием «Дюна Фрэнка Герберта». Cryo Interactive решили попытаться выбраться из долговой ямы, создав игру по его мотивам.
К сожалению, практически полное банкротство не в лучшую сторону сказалось на качестве конечного продукта. Вместо ожидаемой интересной приключенческой игры со стелс режимом фанаты получили неудобоваримую смесь с отвратной графикой, постоянными зависаниями, кучей проблем и ужасно малым количеством геймплея. По понятным причинам игру практически никто не купил, а критики ставили оценки не выше 5/10.
Французы кинули все, что могли найти, на разработку игры и провалили ее с треском. Иронией в том, что первая Дюна принесла успех команде, а вот последняя стала последним гвоздем в крышку гроба. Cryo Interactive была признана полным банкротом и закрылась.
Различие между PC и PSX версиями[]
Обложка версии для PlayStation
Так же, как и в версии С&С для Nintendo 64, в Дюне 2000 версии для PSX использованы 3D-модели техники и зданий (здания, кроме дворцов, и боевые танки у всех сторон используются одинаковые модели), однако, в отличие от C&C, многие эффекты ПК версии были потеряны:
- модель комбайна потеряла анимацию раскрывания перед выгрузкой пряности;
- анимация огня у переработчика при получении пряности также отсутствует;
- отсутствуют и анимации «подсветки» у заводов при производстве техники и авиации;
- анимация ремонта у ремонтного стенда отсутствует;
- анимация сигнальных огней отсутствует у космопортов;
- хранилище по-прежнему имеет индикатор хранения пряности, но в модели он не задействован;
- при ухудшении состояния здания, оно просто темнеет, но по-прежнему горит;
- сегмент бетонной плиты выглядит как в Dune II;
- при установки здания, оно просто вырастает, в ПК-версии возвышается из земли;
- в модели стройдвора имеется кран, но анимация его работы при установке здания отсутствует.
- игровое меню выполнено с небольшими изменениями в той же стилистике, что и Red Alert Retaliation для PSX.
- при постройке здания, вокруг него образуется тень, соответствующая цвету выбранного дома.
- в ПК-версии присутствует выбор сложности для компании влияющий на цены и скорость строительства, в приставочной версии выбор сложности отсутствует и всегда по умолчанию «нормальный».
- в ПК-версии в режиме «практика» можно включить до пяти компьютерных оппонентов и имеется разнообразие карт, в приставочной версии можно включить только 3 оппонента и имеется всего 22 карты в наличии, однако имеется возможность увидеть вид карты, чего нельзя сделать в ПК-версии.
- так же в режиме «практика» в ПК-версии выбор сложности работает как в режиме компании, в приставочной версии можно выбрать сложность, которая незначительно влияет на поведение компьютерных оппонентов, цены и скорость строительства не меняются и соответствуют уровню сложности «нормальный».
- модели зданий и техники имеют 2 типа раскраски: цвет дома и цвет корпуса. В режиме практики цвет дома будет всегда принадлежать выбранному дому, в то время как цвет корпуса может варьироваться.
- цвет малых домов был изменён: контрабандисты — жёлтый, фримены — коричневый, наёмники — серый, однако цвет дома жёлтый.
- в приставочной версии отсутствует уникальная внешность тяжёлого завода наёмников, для него используется общая модель.
- как и в Red Alert, в Dune 2000 можно включить сетевой режим для двух игроков посредством Link Cable.
- кампания в консольной версии немного упрощена (пример: в миссии 8 за Атрейдесов Ордосы никогда не используют диверсантов, в то время как в ПК-версии диверсант может уничтожить строительно-монтажный двор невнимательного игрока через 6-9 минут после начала миссии).
- в приставочной версии музыкальный плеер работает иначе чем в ПК-версии: музыка не привязана к дому за который играет игрок, имеется возможность включить повтор как в компании, так и в режиме практики.
- вся пехота осталась в виде спрайтов (двухмерные изображения).
- аналогично C&C на Nintendo 64, рельеф игрового поля имеет неровную поверхность. Тем не менее, эта особенность не влияет на игровой процесс.
- передвижение червя по песку можно обнаружить только по молнии или увидеть на радаре, след его передвижения не отображается на поверхности песка (в ПК-версии червь выдает себя визуально заметным шебуршением под песком).
- вся анимация невидимости отсутствует. Невидимый юнит будет просто тенью, появляется и исчезает моментально.
- Звуковой танк стреляет синей волной, подобно версии Dune II на MegaDrive. В ПК-версиях обеих игр звуковой танк стреляет прозрачной волной.
- в консольной версии присутствует дополнительная заставка, отсутствующая в ПК-версии.
- несмотря на то, что и в ПК- и в PSX-версиях в режиме практики дано всего 6 цветов, седьмой — серый цвет — в ПК-версии можно включить посредством вправления файла, в PSX-версии этот цвет доступен компьютерному оппоненту. (Примечательно что серый цвет используется чаще, в то время как коричневый и жёлтый цвета никогда не используются.)
- отсутствует видео после выбора дома, показывающее планету Арракис, преобразовывающуюся в стратегическую карту, на карте не показывают как перекрашиваются территории, закадровый голос тоже отсутствует.
Персонажи[]
- Леди Элара (англ. Lady Elara) — наложница падишаха-императора, представительница ордена Бене Гессерит. Согласно сюжету, именно она помогла персонажу игрока прибыть на Дюну втайне от императора. Причиной стало пророчество Ордена, согласно которому игрок должен был возглавить огромную армию, дабы принести мир на Арракис. В кампаниях иногда помогает игроку, сообщая ценные сведения. Актриса — Мусетта Вандер.
- Нори Монео (англ. Noree Moneo) — ментат Дома Атрейдес, суровый, но справедливый военачальник. Опытный тактик, он тщательно планирует все военные операции Дома, стараясь минимизировать потери среди своих войск. Всеми силами способствовал объединению Атрейдесов с фрименами. Актёр — Джон Рис-Дэвис.
- Эдрик О (англ. Edric O) — довольно пренебрежительно относится к персонажу игрока, при планировании операций всегда исходит в первую очередь из финансовых выгод Дома Ордос. Актёр — Ричард Маркус.
- Хейт де Врис (англ. Hayt de Vries) — ментат Дома Харконнен. Жесток, умён и расчётлив. Любые проблемы Дома Харконнен на Дюне предпочитает решать силой. Вместе с тем, грамотный тактик: умеет выбрать нужный момент для атаки врага, когда тот наименее к этому готов. Не гнушается лично участвовать в пытках пленных, чтобы узнать нужную информацию. Актёр — Роберт Карин.
Фримены всегда платят по счетам!
- Кари (англ. Cari) — девушка-фрименка. В кампании Атрейдесов была захвачена Харконненами вместе с другими фрименами своего отряда, а позже — спасена Атрейдесами. Поначалу относилась к Атрейдесам с недоверием, но после того, как войска Дома помогли фрименам в нескольких миссиях, присоединилась к ним. В кампании Харконненов она также была захвачена в операции по уничтожению убежищ фрименов, и затем отдана Хейтом самому барону Харконнену на растерзание. Актриса — Нэнси Вален.
- Фредерик IV (англ. Frederick IV) — падишах-император. Именно он издал указ, положивший начало войне между тремя Домами за контроль над Арракисом. Однако, позже выясняется, что в этой войне он преследует собственные интересы. Во всех трёх кампаниях в конце оказывается убит. Актёр — Адриан Спаркс.
- Барон Харконнен (англ. The Baron Harkonnen) — глава Дома Харконнен, сиридар-барон Арракиса. Обладает почти тоталитарной властью в своём Доме. Тёмный как планета Гиди Прайм, жестокий, дикий. Ненавидит герцога Атрейдеса настолько, что поклялся убить его в ходе канли. В игре малоактивен — участвует в пытках врагов, подвергается лечению. Ни в игре, ни в инструкции по имени не назван. Актёр — Чип Майерс.
- Медик Дома Харконнен (англ. The Harkonnen Medic) — врач, занимающийся лечением барона Харконнена. Отличается немногословностью. Актёр — Барри Грин.
- Герцог Лето Атрейдес — глава Дома Атрейдес. Благородный, справедливый, дипломатичный, умный, верный долгу. Солдаты Атрейдесов преданны ему. Уверен в присутствии на Арракисе большого числа фрименов и поклялся добиться их объединения с армией Атрейдесов. В игре появляется лишь его отрезанная рука с герцогским перстнем (в кампании за Харконненов).
Что дальше?
Долгие годы казалось, что после провала двух последних попыток создать игры по Дюне больше ни одна студия не возьмется за этот материал. Эпоха всемирной популярности романа Герберта казалось окончательно прошедшей. Но в феврале 2019 года студия Funcom объявила о заключении контракта с нынешним правообладателем, а именно киностудией Legendary Entertainment, на выпуск как минимум трех игр в сеттинге Дюны. Одна из них точно будет представлять собой ММО с огромным открытым миром.
Норвежская студия запомнилась нам по таким качественным проектам, как квесты The Longest Journey и Dreamfall: The Longest Journey, ММОРПГ Age of Conan: Hyborian Adventures и The Secret World, а также по харкдорной выживалке Conan Exiles. Игры во вселенной Конана показали, что студия замечательно работает с литературными источниками и не только заботливо переносит персонажей и локации со страниц книг на экраны ПК, но и органично дополняет игровую вселенную собственным контентом.
Скорее всего, релиз как минимум одной из трех запланированных игр будет приурочен к выходу фильма. Поэтому фанаты серии «Дюна» могут смотреть в будущее с оптимизмом – сделав паузу в 20 лет, Dune возвращается в мир компьютерных игр.
Emperor: Battle for Dune (2001)
Впервые в истории игр по романам Герберта события вышли за пределы Арракиса – теперь мы имеем возможность сражаться на поверхности Каладана (родной планеты Атреидесов), Гьеди Прайм (родины Харконеннов) и нескольких других планет с совершенно разными ландшафтами.
Большинство юнитов сохранили свои названия и базовую механику, но кардинально поменяли внешний вид – девастаторы превратились в подобие AT-ST, а девиаторы стали антигравитационными. Вооружение в большинстве своем с огнестрельного сменилось на плазменно-лазерное. К тому же каждый Дом получил по несколько кардинально новых юнитов. Наконец, игра перешла в полное 3D со свободной камерой.
Критики встретили игру достаточно благосклонно, выставив ей средний балл в 8 из 10. Emperor: Battle for Dune запомнилась отличной графикой и великолепным саундтреком. В геймплейном плане новый проект Westwood и Intelligent Games не предлагал ничего принципиально нового, а мультиплеер не получил много внимания со стороны разработчиков.
В первый год после своего выхода «Император» достаточно неплохо продавался, но вышедший в 2002 году Warcraft III надолго выкинул почти всех конкурентов с рынка RTS, поэтому в наши дни Emperor практически забыт.