Собственное видение
«Мадонна в скалах» – это одна из первых работ Леонардо да Винчи, которая также является одной из его самых скандальных работ. Картина была написана по заказу монахов.
Мадонна в скалахФото Википедия
Исполняя её, творец почти полностью отошёл от необходимых канонов. Герои картины больше похожи на обычных людей, чем на святых, что, конечно, вызывало возмущение. К тому же герои находились не в храме.
На картине изображена сцена, которая отсутствует в Евангелиях, но известна из апокрифов.
Согласно апокрифическому Протоевангелию Иакова, младенец Иисус встретил Иоанна во время своего бегства в Египет (Ирод приказал истребить всех младенцев мужского пола). В то время когда Мария, Иосиф и Христос, подобно Иоанну и его матери Елизавете, в это время скрывались в пустыне.
Загадка улыбки Моны Лизы
6. Тайная вечеря
Тайная вечеря
Годы написания: 1495 — 1498.Где находится: храм Санта-Мария-делле Грацие, Милан.Материалы: фреска.Размеры: 460 x 880 см.
Одна из самых знаменитых картин Леонардо да Винчи по сути не является таковой. Это своего рода самый масштабный и самый неудачный эксперимент великого итальянского ученого. В конце XV века миланский герцог заказал прославленному художнику расписать стену монастыря за сумму, эквивалент которой сейчас составил бы 700 тысяч долларов.
Предполагалось, что художник будет, как и многие до него, расписывать по сырой штукатурке – после заключительной полировки такая живопись была бы прочной и долговечной. Однако фреска накладывает свои ограничения – помимо специфической манеры нанесения красок (писать требуется сразу и набело, дальнейшие исправления невозможны), для нее пригодны только некоторые пигменты. И то яркость их снижается, «съедаемая» хорошо впитывающей поверхностью.
Для Леонардо, относившегося к авторитетам скептически, до всего доходившего самостоятельно и, видимо, немало этим обстоятельством гордившимся, такие ограничения были невыносимы. С истинно ренессансным размахом он решил отринуть наследие прошлого и переработать весь процесс заново – от состава штукатурки до используемых красок. Результат оказался предсказуем. Красочный слой фрески начал разрушаться уже спустя два десятилетия после окончания работ. Помимо неудачных технических решений, картина пострадала и от времени.
Сначала жители монастыря решили отпилить Христу ноги, сделав в этом месте дверь, а потом бесталанные живописцы, пытаясь подновить живопись, безбожно извратили ее сюжет (например, рука одного из апостолов превратилась в… батон). Здание было затоплено, потом из него устроили сеновал, а во Вторую Мировую в храм попала бомба. К счастью, фреска от нее не пострадала. Неудивительно, что до нашего времени едва-едва дошло 20% от оригинальной живописи.
Интересно, что именно это осыпающееся и время от времени подкрашиваемое изображение долгие годы было самой известной картиной да Винчи – да что там, единственной, доступной простому зрителю. Остальные все находились на хранении у богатых мира сего. Статус кво изменился только с перенесением «Моны Лизы» из опочивальни Наполеона в Лувр.
От остальных двух фресок, созданных да Винчи, до наших дней дошли лишь фрагменты.
Незаконченные картины
Это, наверное, любимый приём художника, который он нередко использовал в своём творчестве. Заключается он в том, что многие его работы имеют незаконченный характер.
Иногда художник мог сделать всего пару мазков кистью и переключиться на другую работу, так и оставив первую незаконченной.
Скорее всего, это связано с тем, что Леонардо воспринимал время иначе, чем другие его современники.
Он утверждал, что Земля намного старше, чем все думали, поэтому для него было обычным делом рисовать картины десятилетиями, так как этот срок — ничто по сравнению с возрастом Земли.
Например, свою самую знаменитую работу «Мону Лизу» да Винчи писал до конца своей жизни, постоянно добавляя новые детали в течение 16 лет!
Мона ЛизаМадонна в скалахФото Википедия
Мадонна Бенуа или Мадонна с цветком (1478-1480)
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Одна из ранних картин. Работу над ней Леонардо начал в двадцать шесть лет.
Не потому ли и сама Мадонна так молода? Совсем еще девочка. (Чаще Марию изображают в более взрослом возрасте). Здесь же перед нами совершенно настоящая, можно сказать, земная девушка, нежно любящая своего первенца.
Мы нова мы видим мир интимный и замкнутый. Молодая Мария с младенцем на руках образуют единую фигуру. Они находятся в полутьме и, за счет тонкого переплетения теней и свет кажутся в легкой дымке, немного в отдаленном от нас мире. Мария и младенец – Иисус освещены только окошком в правой части картины, но этого света чудесным образом хватает на всю их переплетенную фигуру.
В сравнении с работами, о которых сказано выше, «Мадонна с цветком» имеет больше количество мелких деталей и большую контрастность цветов. Четко прописан костюм Марии, на ней одежда, модная в пятнадцатом веке. Тонко, но вместе с тем очень просто выписана прическа Мадонны. Бросается в глаза и камушек на ее груди, обрамленный, возможно, жемчугом. Тени на ее платье падают так, что почти физически ощущается фактура ткани. Так же прописана и кожа младенца.
Примечательно, что фигура младенца намного больше тела обыкновенного ребенка и велика в сравнении с фигурой Мадонны. Мария в нежном жесте протягивает ему цветок (композиционный центр всей картины), ребенок же с лицом очень внимательным, даже отрешенным разглядывает его
Важно отметить, что цветок имеет форму креста – символа будущих Страстей Христовых и его страданий и, кажется, ребенок уже чувствует свое великое предназначение
В лице младенца внимательность и серьезность, взгляд его направлен строго на этот крестообразный цветок. В его заинтересованности заключается вся основная мысль творцов и общества Возрождения – интерес к окружающему, изучение мира.
Интересны тонкие золотые нимбы над головами Мадонны и младенца. Они заметны, но в глаза не бросаются. Этим аккуратным полунамеком (таким же, как цветок-крест) Леонардо выражает принадлежность Марии и младенца к миру иному, миру божественному.
Картина прелестна своей мягкостью и теплотой, но, вместе с тем, наполнена трагической драматургией. В ней одновременно выражена и женская любовь и женская трагедия, детскость будущего Спасителя и его великая трагедия.
Загадки «Моны Лизы»
Ученые и искусствоведы объединенными усилиями бьются над разгадыванием тайн, которые хранит произведение да Винчи. Главная из них – поразительная улыбка изображенной женщины. Дело в том, что уголки рта лишь самую малость приподняты, поэтому глядя только на губы Моны Лизы, сложно утверждать, что она улыбается. А вот если оценивать портрет целиком, то кажется, что улыбка действительно есть. Более того, с разных ракурсов выражение лица меняется.
Объяснить этот феномен непросто. Кое-кто выдвигал версию, что изображенная женщина ждет ребенка и это придает ее улыбке такую загадочность. Теория не выдерживает критики: как известно, Мона Лиза как раз незадолго до этого произвела на свет второго сына.
Многие верят, что Леонардо изобразил на картине самого себя в женском обличье, но и этому нет доказательств. Другие утверждают, что да Винчи, будучи нетрадиционной ориентации, тайно написал портрет своего возлюбленного.
Есть и еще одно объяснение загадочной улыбки, которое, кстати, не сразу бросается в глаза. Дело в том, что у изображенной женщины полностью отсутствуют брови; ресницы тоже не прорисованы. Одни объясняют это веянием моды: многие дамы того времени не только удаляли брови, но и сбривали часть волос на голове, чтобы визуально увеличить высоту лба. Однако французский искусствовед Паскаль Котт, изучивший картину, утверждает, что брови изначально были, просто со временем краски или выцвели, или же были счищены.
Ученый и врач индийского происхождения Мандип Мехра привел свое объяснение отсутствию бровей. Изучив отдельные черты, такие как цвет лица, линии шеи, очертания пальцев и особенности роста волос, он пришел к неожиданному заключению. По его мнению, изображенная женщина страдала от гипотиреоза – заболевания щитовидной железы. И таинственная улыбка – лишь результат мышечной слабости.
Интересно, что улыбка Моны Лизы вызывает не только положительные впечатления. Многие находят ее отталкивающей, тревожной, неприятной и даже «бесовской». В любом случае, чем дольше зритель вглядывается в ее лицо, тем более широкий спектр ощущений у него появляется.
Еще одна загадка картины – ее оригинал. Известно, что изначально изображение выглядело несколько иначе, но позже Леонардо сам закрасил и видоизменил отдельные участки. Было обнаружено, что поменялось положение пальцев на руке и покрывала на коленях женщины. Открытия были сделаны с помощью инфракрасной и лазерной визуализации. В 2015-м было даже обнаружено, что и выражение лица модели было другим. Кто был изображен изначально, остается тайной.
________________________
Также читайте:
9. Мадонна Бенуа
Это художественное полотно относится к раннему творчеству мастера. Оно также известно под именем «Мадонна с цветком». При работе над картиной да Винчи использовал технику масляной живописи, до этого почти неизвестной во Флоренции. Мадонна с младенцем изображена на темном фоне. Единственным источником света в полутемной комнате является окно, расположенное на заднем плане и подчеркивающее пространственность помещения. Льющийся свет не способен рассеять сумрак, однако позволяет ясно высветить образ Мадонны с малышом на руках
Художник сосредотачивает внимание Богоматери и младенца на игре с цветком крестоцвета. Мария с улыбкой наблюдает за игрой сына, любуясь красотой цветка
В противоположность матери малыш напряжен и серьезен. Внимательно изучая лепестки растения, он словно о чем-то задумался. Картина хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Витрувианский человек (ок. 1490)
Витрувианский человек изображает человека в двух наложенных друг на друга позах. В одном положении ноги мужчины вместе с вытянутыми руками, демонстрируют квадрат. Во второй позиции ноги мужчины расставлены, а руки вытянуты, чтобы продемонстрировать круг.
В сопроводительном тексте к рисунку Леонардо описывает свое намерение изучить пропорции человека, описанные римским архитектором I века до н.э. Витрувием (в честь которого был назван рисунок) в его трактате De Architectura (Об архитектуре, опубликованном как Десять книг по Архитектура).
Витрувий использовал свои собственные исследования пропорционального человека, чтобы повлиять на дизайн храмов, полагая, что симметрия имеет решающее значение для их архитектуры. Леонардо использовал Витрувия в качестве отправной точки для вдохновения в своих собственных анатомических исследованиях и усовершенствовал свои картины, исправив более половины первоначальных расчетов Витрувия. Идея относительной пропорции повлияла на архитектуру западного Возрождения и за ее пределами как концепция создания гармонии между земным и божественным в церквях.
В конечном счете, Витрувианский человек представляет собой математическое исследование человеческого тела, подчеркивающее природу баланса, который дает нам пропорция и симметрия. Понимание этой концепции будет определять все работы Леонардо в искусстве, архитектуре и не только.
Изображение также является отсылкой к гуманизму эпохи Возрождения, который поместил человека в связь с природой и в качестве связующего звена между земным (квадрат) и божественным (круг). Он сочетает в себе понимание науки великим мыслителем с его мастерством рисования.
Изображение поистине легендарное и упоминается в многочисленных работах других художников, от «Радостного дня» Уильяма Блейка или «Танца Альбиона» (около 1794 г.) до сегодняшней сцены современного искусства, например, в «Витрувианской женщине» Ната Крата.
10. Поклонение Волхвов
Завершает наш «Топ 10 лучшие картины Леонардо да Винчи» Поклонение Волхвов. Работа кисти великого живописца на Рождественскую тему, заказанная монастырем Сан-Донато для украшения алтаря, оставшаяся незавершенной. Эта картина настолько необычна, что почти не имеет аналогов. В центре изображена Богоматерь с младенцем на руках. Ее окружают многочисленные паломники различных возрастов, выражений лиц и динамики, пришедшие поклониться Сыну Божию. Тут же можно увидеть и животных — лошадей, будто бы разделяющих человеческие чувства. Уникальность картины заключается и в необычной организации пространства. Свободное место на переднем плане отведено зрителю, действие композиции как бы выходит за рамки холста. У каждого человека есть возможность испытать ощущение присутствия среди волхвов, стать участником этого великого события. Хранится полотно во Флоренции.
Нравится +10 Не нравится -0Вы уже голосовали
Признанный член гильдии живописцев
Дама с горностаем
В 1472 году да Винчи приняли в гильдию Святого Луки, но для плавания в одиночку ему пока не хватало опыта – он остался с Верроккьо. В 1476-1478 годах обзавёлся собственной мастерской и начал работать индивидуально. Первые самостоятельные картины Леонардо да Винчи под названиями «Мадонна Бенуа» и «Мадонна с гвоздикой» были написаны в 26 лет и демонстрируют схожий с учительским стиль, а именно положение тел (поворот на ¾) и общие признаки героев картин. Но были и новаторские решения: помещение героев в бытовую жизненную сцену, масляная живопись, светотени, оживляющие картины.
Святой Иоанн Креститель (1513-1516)
Датированная между 1513 и 1516 годами, эта картина, хранящаяся в Отделе живописи Лувра, предположительно была приобретена Людовиком XIV в 1662 году.
На ней изображен святой Иоанн Креститель в полумраке, одетый в шкуру животного, с распятием. Как и в случае с Моной Лизой и многими другими своими картинами, да Винчи использовал технику сфумато, чтобы нанести очень тонкий слой краски, придавая холсту яркий эффект.
Святой Иоанн Креститель, являющийся предметом многих интерпретаций, олицетворяет как творение, так и духовность святого и призыв к вере. В 2016 году картина претерпела капитальную реставрацию.
Новаторский отход да Винчи от художественных стандартов того времени послужил ориентиром для последующих поколений художников. В «Тайной вечере» то, как он изолировал Христа в эпицентре сцены и сделал каждого апостола отдельной сущностью, но в то же время объединил их всех в данный момент, — это гениальный ход, который последующие художники на протяжении всей истории стремились воспроизвести.
НЕУДАЧНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Леонардо писал медленно и потому предпочитал работать маслом. Масляные краски дольше сохнут, позволяя добиться более тонких и разнообразных эффектов, чем темпера, которой преимущественно пользовались раньше. Обычным видом настенной росписи была фреска, при создании которой краска наносится на влажную штукатурку. Высыхая, штукатурка закрепляет нанесённую на неё краску. Но при этом существовало одно неудобство — художнику приходилось работать очень быстро, укладываясь в то время, пока штукатурка не высохла. А Леонардо так работать не умел и не хотел. С этим связаны его попытки разработать новые методы настенной росписи. Все они окончились провалом — фрески оказывались недолговечны.
Если не считать «Битвы при Ангиари» и мифологического полотна «Леда» (ныне утерянного), почти все работы Леонардо были портретами или картинами, трактующими религиозные сюжеты. Но, почти не выходя за рамки этих абсолютно традиционных жанров, Леонардо сумел внутри них выработать совершенно оригинальные методы решения художественных задач. В портретах ему удавалось добиться естесственной позы и выразительности, которых до него не было во всей портретной живописи, а в религиозных картинах проявил необычайное умение формировать композицию таким образом, чтобы фигуры выглядели величественно, но в то же время вполне реалистично.
Особенно оригинально художник решал проблемы света и тени. Тени он использовал смелее, чем его предшественники, а искусство Леонардо смешивать цвета и передавать оттенки считается непревзойдённым. Вазари писал, что именно блогодаря Леонардо итальянская живопись сменила «жёсткий, сухой стиль, характерный для XV века, на то, что мы называем современной манерой письма». Имеется в виду стиль Высокого Возрождения, великими представителями которого являлись такие художники, как Микеланджело, Рафаэль и Тициан. «Леонардо, — отмечал Вазари, — буквально заставил свои фигуры двигаться и дышать».
Поспешишь — людей насмешишь
Леонардо да Винчи никогда не спешил закончить произведение. Он считал, что незаконченность — обязательное качество жизни. Окончить — значит убить! Медлительность творца была удивительной, он писал свои полотна годами. Мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, например, благоустраивать долины Ломбардии или создавать аппарат для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений — «незавершенка». Многие были испорчены водой, огнем, варварским обращением, но художник никогда не исправлял повреждений, словно давал право жизни вмешиваться в его творчество, что-то подправлять.
Легенда о щите Медузы
Как-то один знакомый крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит. Сер Пьеро отдал щит своему сыну. Леонардо решил изобразить голову горгоны Медузы, а чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, он использовал в качестве натуры ящериц, змей, кузнечиков и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух». Результат превзошёл его ожидания: когда Леонардо показал законченную работу отцу, тот испугался. Сын сказал ему: «Это произведение служит тому, ради чего оно сделано. Так возьмите же и отдайте его, ибо таково действие, которое ожидается от произведений искусства». Сер Пьеро не отдал работу Леонардо крестьянину: тот получил другой щит, купленный у старьёвщика. Щит же Медузы отец Леонардо продал во Флоренции, выручив за него сто дукатов.
Витрувианский человек (1490-1492)
Галерея Академии, Венеция
Рисунок, известный всем. Его мы постоянно встречаем то в интернете, то в какой-нибудь рекламе, то татуировкой на чьем-нибудь теле в метро, словом, так часто, что в голову уже не приходит о ней задуматься.
Леонардо не планировал, что его «Витрувианский человек» обретет такую ценность и известность. Работа является иллюстрация труда римского античного архитектора Витрувия, где описаны пропорции человеческого тела. Главная идея Витрувия была в том, что человеческое тело идеально по своим пропорциям, того же стоит добиваться и в архитектуре. Мысль об идеальности человеческого тела (божественного сечения, золотого сечения) и иллюстрировал Леонардо.
При этом это удивительная по своей точности и мастерству живописная работа. Вглядитесь в линии, вглядитесь в позу. И главное – вглядитесь в выражение лица и в глаза этого человека. Без лишних движений передана энергия и сила. Человек, стоящий в открытой позе, по-прежнему в себе уверен и, кажется, вмещает в себя всю мощь мира. Человек, по «Витрувианскому человеку» да Винчи – центр всей вселенной. Он гармоничен.
«Сальватор Мунди»
Этот портрет, полный загадок и странностей, имеет как реальный, так и нереальный характер. Картину также называют «Мужчина Мона Лиза», основываясь на невозмутимом выражении лица героя, которое схоже с той самой девушкой-загадкой.
Историков смущает твёрдый стеклянный шар, который герой картины держит в руке. Уильям Генри предполагает, что это может быть чинтамани — небесный камень.
Сальватор МундиФото Википедия
Возможно, да Винчи хотел показать нам, что хрустальный шар — это символ источника энергии, находящегося за пределами человеческого понимания, или силы самой Вселенной.
О работе
Иоанн Креститель. 1514-1516.
Леонардо да Винчи. Святой Иоанн Креститель. 1513-1516. Лувр, Париж. wga.hu
“Иоанн Креститель” вызывал недоумение у современников Леонардо. Глухой тёмный фон. Тогда как даже сам Леонардо любил располагать фигуры на фоне природы.
Из мрака выступает фигура святого. А святым его назвать сложно. Все привыкли к пожилому Иоанну. А тут миловидный юноша многозначно наклонил голову. Нежное прикосновение руки к груди. Ухоженные локоны волос.
В последнюю очередь думается о святости, когда смотришь на этого женоподобного мужчину в шкуре леопарда.
Вам не кажется, что эта картина как будто вовсе не принадлежит Эпохе Возрождения? Это скорее 17 век. Манерность героя. Театральные жесты. Контраст света и тени. Все это родом из Эпохи Барокко.
Леонардо заглянул в будущее? Предсказав стиль и манеру живописи следующего столетия.
Кем был Леонардо? Большинство знает его, как художника. Но этим призванием его гениальность не ограничивается.
Ведь он первым объяснил, почему небо синее. Верил в единство всего живого в мире. Предвосхитив теоретиков квантовой физики с их “эффектом бабочки”. Он осознал такое явление, как турбулентность. За 400 лет до его официального открытия.
Жаль, что человечество не смогло воспользоваться в полной мере его гениальностью.
Интересно, Леонардо – исключение, равных которому больше не появится на Земле? Или это сверхчеловек будущего, который случайно родился раньше времени?
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
История в картинках
На раннехристианских фресках в римских катакомбах учёными были найдены некоторые изображения, нарисованные на стенах. Эти пещеры были заново открыты при жизни Леонардо да Винчи.
Художник был вдохновлён, а возможно, и полностью переписал некоторые из представленных изображений. Например, Дева Мария на одной из стен катакомб выглядит как Мадонна Литта.
А рядом с ней — Иоанн Креститель, чей указательный жест в точности похож на тот, что изображён на знаменитой картине Леонардо «Иоанн Креститель».
Иоанн КрестительФото Википедия
А если обе работы художника мы поместим рядом, то получится как раз таки картина из катакомб.
Интересные факты
- В возрасте 24-х лет вместе с тремя флорентийскими юношами был обвинен в содомии. Компанию оправдали за отсутствием доказательств.
- Маэстро был вегетарианцем. Людей, потребляющих животную пищу, называл “ходячими кладбищами”.
- Шокировал современников привычкой внимательно разглядывать и детально зарисовывать повешенных. Изучение устройства человеческого тела считал важнейшим из занятий.
- Есть мнение, что маэстро разрабатывал для Чезаре Борджиа не имеющие вкуса и запаха яды и устройства прослушки из стеклянных трубочек.
- Телевизионный мини-сериал “Жизнь Леонардо да Винчи” (La vita di Leonardo da Vinci), снятый Ренато Кастеллани (Renato Castellani), получил награду “Золотой глобус”.
- Римский аэропорт Фьюмичино назван в честь Леонардо да Винчи и украшен огромной статуей, изображающей мастера с моделью вертолета в руках.
Происхождение и детство
Детство как важнейшую часть биографии Леонардо да Винчи кратко можно назвать беспроблемным, хотя он незаконнорождённый сын знатного господина, юриста по профессии, Пьеро и простой девушки по имени Катерина. Леонардо появился на свет 15 апреля 1452 года в предместье городка Винчи близ Флоренции. Дети вне брака в Италии того периода были нормальным явлением, общество к ним относилось благосклонно, они признавались семьями. Первые годы Леонардо жил с матерью. Его отец женился на девушке из аристократической семьи, но по причине отсутствия детей в браке Пьеро забрал у Катерины своего сына, когда тому было 3 года. Разлука ребёнка с матерью стала болезненным событием, психологической травмой, в будущем нашедшей отражение в живописи Леонардо да Винчи, который всегда искал в женской натуре особой одухотворённости и материнских черт. Леонардо рос баловнем в доме отца и деда. Мачехи сменяли одна другую – они умирали, отец снова женился (четырежды), только последняя жена смогла нарожать Пьеро долгожданных детей, 11 единокровных братьев и сестёр Леонардо.
Учёба ему давалась легко. Попытки Пьеро приобщить подрастающего сына к своему делу не увенчались успехом, тогда отец решил – пусть Леонардо попробует себя как художник. Ведь Флоренция в те времена была столицей искусств, занятия творчеством поощрялись правителями и хорошо оплачивались.