XIX век: топики и иностранный язык для каждого
XIX век стал эпохой невиданных технических прорывов ― в том числе и в образовании, которое становилось всё более стандартизированным, массовым и подконтрольным государству.
Урок в Николаевской женской гимназии. Российская империя. Московская губерния. Серпухов, 1905 годФото: Wikimedia Commons
Зубрёжка никуда не делась, как и древние мёртвые языки из гимназической программы, но одновременно начали учить и современные европейские языки, и так постепенно закрепился прямой метод. Гувернантки и гувернёры предыдущего столетия использовали его интуитивно, а в XIX веке лингвист Вильгельм Фиетор сформулировал принципы прямого метода обучения и превратил его в настоящую продуманную методику. Главное ― устная речь, сперва следует изучать не буквы, а звуки, новые слова нужно учить не в отрыве от контекста, а сразу в готовой для использования фразе, грамматика изучается через практику, а не по формулам.
Звучит знакомо? Да, все эти положения легли в основу коммуникативного подхода, который сегодня считается золотым стандартом в обучении иностранному языку и фокусируется на умении спонтанно говорить на любые темы.
В это же время преподаватель Франсуа Гуэн придумал топики. Он предложил классифицировать всю лексику, разделив её на пять тематических серий: «Дом», «Школа», «Общество», «Природа», «Ремесло». Каждая серия разделялась на 10–15 мелких тем. В свою очередь, урок по каждой из них состоял из 30 фраз, описывающих действия и явления. Эти фразы сперва отрабатываются устно, вместе с учителем, а потом ― посредством чтения текста. Именно так сейчас изучают английский в большинстве российских школ.
Тем временем в Российской империи развиваются гимназии (первые, но единичные, появились ещё в XVI веке), где, кроме древних мёртвых языков, преподают немецкий и французский, и изучение иностранных языков становится относительно массовым. Конечно, крестьянам возможность изучать языки никто не предлагал, да и в целом её имели лишь те, кто мог позволить себе получать образование (школы всех типов были платными, хотя существовали и различные льготы, а также шансы на помощь благотворителей). Однако даже то, что изучение языков стало доступным не только аристократам и перестало ограничиваться «методом гувернантки», имело большое значение.
Благодаря образовательной реформе 1864 года отменили церковную и государственную монополию на общее образование и были разрешены частные учебные заведения ― школ различных видов стало больше. Все гимназии разделили на два типа ― классические и реальные. В классических наряду с немецким, французским или английским по-прежнему изучали латынь и греческий, в реальных упор делался на современные языки. Но в любом случае в ряде учебных заведений изучение иностранных языков стало обязательным ― и не только для аристократов. Например, современные иностранные языки входили в программы также реальных училищ (аналоги современных физико-математических школ), которые готовили не в университеты, а в инженерные институты, и где учились, как правило, не дворяне, а представители сословий попроще.
Преимущества STEM-образования
Мы уже достаточно много и детально рассказали о том, чем хороши и какую пользу приносят те или иные программы и модули STEM-образования. В целом, эксперты выделяют 10 основных преимуществ STEM-образования .
Топ-10 несомненных плюсов STEM-обучения:
- Интегративный подход и тематическое обучение, когда предметы изучаются в тесной связке друг с другом – STEM-обучение является симбиозом междисциплинарного и проектного подхода, а интеграция науки в технологии, инженерию и математику позволяет избежать отвлеченного характера знаний, что часто встречается в традиционном образовании.
- Применение полученных знаний в реальной жизни – наглядная демонстрация и проектная составляющая также добавляют конкретики в учебный процесс, а конкретный материальный результат усилий сам по себе отвечает на вопросы «Зачем?» и «Для чего?», избавляя педагогов от необходимости заставлять кого-то что-то делать.
- Развитие навыков критического мышления и освоение алгоритма проблем – каждое занятие по технологии STEM-образования превращается в поиск решения какой-либо проблемы, в результате чего сам факт наличия проблемы перестает стрессировать и выполняет исключительно мобилизующую функцию, что всегда полезно для жизни.
- Повышение уверенности в своих силах – это прямое следствие всех предыдущих пунктов, потому что умеющий решать проблемы человек, способный предъявить результаты своей деятельности, всегда уверен в себе.
- Развитие навыков коммуникации и тимбилдинга – в STEM-образовании очень много командной работы, и при этом здесь созданы условия для дискуссий и высказывания мнений. Это все создает условия для того чтобы дети научились доносить свою точку зрения до окружающих, воспринимать альтернативные точки зрения и конструктивно взаимодействовать.
- Развитие интереса к техническому творчеству и стимулирование ранней профориентации – с учетом того, что любая специальность технического профиля требует длительной подготовки, ранняя специализация повышает шансы занять «свое место под солнцем». А таких желающих много, потому что работа в сфере робототехники и IT-технологий неплохо оплачивается.
- Развитие креативного мышления и инновационного подхода к проектам – учитывая, что с самых первых шагов STEM-образование учит мыслить системно и проходить последовательно все этапы от постановки задачи до готового продукта, это замечательный опыт, который точно пригодится во взрослой жизни и реальной работе.
- Мост между обучением и карьерой – возможно, в детском садике или начальной школе еще рано окончательно определяться с выбором профессии, однако комплекс навыков, который дает STEM-подход к обучению, однозначно приближает к цели независимо от конкретного выбора профессии в будущем. Эти навыки одинаково полезны инженерам, конструкторам, механикам, менеджерам, режиссерам, сценаристам, врачам, физикам, биологам и многим другим.
- Подготовка юного поколения к технологическим инновациям жизни – даже если ребенок в будущем выберет далекую от науки, техники и творчества профессию (что вряд ли), в его жизни все равно будет много технических инноваций, начиная от «навороченной» бытовой техники и заканчивая гаджетами. Поэтому научиться разбираться с новым и непонятным всегда полезно.
- STEM как дополнение школьной программе – ввиду своей практической направленности STEM-образование может существенно дополнить знания, получаемые в рамках традиционных школьных программ, и стимулировать интерес к учебе как таковой.
Это вкратце все, что мы хотели вам рассказать про STEM-образование. Мы желаем вам исключительно полезных инноваций и ждем на нашей программе «Лучшие техники самообразования». А еще просим ответить на один вопрос по теме сегодняшней статьи:
Подготовка к экзаменам: исследование Modum Lab и ДВФУ
Анализируя проведённые в России и за рубежом исследования, мы сформулировали и собственную гипотезу об эффективности VR-обучения: задействование пространственного мышления и восприятия позволяет ученику лучше понять сущность физических процессов и применить их в решении задач ОГЭ. Чтобы доказать или опровергнуть это, мы, в Modum Lab, провели исследование в рамках подготовки девятиклассников к ОГЭ по физике. Ниже расскажем о том, как VR-технологии помогли школьникам не просто лучше понять сложную тему Магнитное поле. Электромагнитная индукция», но и выучить, где — право, а где — лево.
Проект состоит из теории, практики и проверочных заданий в виде небольших модулей. В рамках эксперимента мы разделили девятиклассников на основную и контрольную группы. Первая — занималась по классической программе, а вторая — готовилась в шлемах виртуальной реальности. При этом в группах равное распределение успеваемости до проведения эксперимента, также ученики одного учителя распределялись в разные группы для поддержания баланса.
Итоги мы подвели, основываясь на результатах школьных тестов, которые были разработаны для нас были разработаны для нас РАО, а затем — на полученных результатах экзамена.
Средний итоговый балл по тесту у основной группы повысился после прохождения VR-обучения, а средний итоговый балл у контрольной группы никак не изменился.
В целом, можно говорить о наличии положительного влияния VR-обучения на результаты теста. Результаты теста в среднем улучшились на 28,8%, или на 1,22 балла (при максимальном количестве баллов — 8).
Различным оказалось влияние в преуспевающей группе, с более высоким средним баллом по физике до исследования, и отстающей. Среди преуспевающей половины основной группы результаты теста после VR-обучения улучшились на 28,2%. Среди отстающей половины основной группы результаты теста после VR-обучения улучшились на 46%.
Влияние обучения в VR на общие результаты ОГЭ или отдельно 13 задание в модели с вклюением всех учащихся не бало выявлено. Однако, средний общий балл ОГЭ в основной группе в среднем выше на 2,5 балла, чем в контрольной. Кроме того, средний общий балл за ОГЭ преуспевающей половины основной группы оказался выше, чем средний балл преуспевающей половины контрольной группы на 11%, и это различие обусловлено фактором VR-обучения.
Поскольку входной и выходной тесты и ОГЭ были направлены исключительно на применение, влияние на различные уровни обучения осталось скрытым. В будущих исследованиях необходимо учитывать и различать влияние обучение в виртуальной реальности на запоминание, умение анализировать ситуацию и применять знания на практике.
Video: сюжет программы Вести» про проведённый эксперимент
Вывод
Технологии виртуальной и дополненной реальности уже сегодня способны вывести образование на новый уровень: сделать обучение одинаково сбалансированным в разных регионах, привить школьникам интерес к учёбе и упростить для понимания детей многие сложные процессы или явления
Немаловажно, что дополненная и виртуальная реальность так же позволяют уменьшить неравенство между столичными школами и отдаленными региональными учебными заведениями
Наш опыт показывает, что неоправданны и многие из опасений относительно применения технологии. Учителя с радостью принимают новые решения и не боятся использовать их на своих уроках
Важно и то, что дороговизна технологий — только стереотип, который активно развенчивают отечественные разработчики и учителя, способствующие внедрению инновационных занятий: на рынке множество примеров недорогих или даже бесплатных VR/AR-проектов
Особенности обучения взрослых
Как учить новому и переучивать взрослых людей, учитывая их индивидуальность, богатый жизненный и практический опыт, установки, разные жизненные цели, социальные ограничения (мало свободного времени на учебу, наличие семьи и работы)? На эти вопросы отвечает современная андрагогика.
Экономика образования
«После работы не хочется»: почему в России мало занимаются саморазвитием
Забудьте, как вы учились в школе — взрослые учатся иначе.
В центре образовательных подходов — гармоничное и осознанное развитие уже сложившейся личности, а не «подгонка» человека под требования институтов, компаний или государства.
Когда мы говорим об обучении, ключевое отличие взрослых от детей — это особенное отношение к прошлому, настоящему и будущему. У взрослых есть опыт, через который фильтруется новая информация. У взрослого особое отношение к настоящему с рядом ограничений — в отличие от ребенка взрослому необходимо самостоятельно зарабатывать, заботиться о близких, готовить пищу и т.д. Взрослый иначе, чем ребенок строит планы: как правило, у него есть специфическое видение своего будущего, с которым он соотносит любое обучение. Соответственно его программа должна выстраиваться с учетом этих трех составляющих.
Схемы и методы обучения, которые вы использовали в школе и университете, скорее всего, не позволят вам успешно учиться сейчас. Чтобы выстроить свою стратегию, а также гармонично и осознанно развиваться в целом будучи уже взрослым человеком, необходимо разобраться в ключевых принципах андрагогики.
Преимущество этой науки в том, что, освоив ее подходы, учащийся взрослый человек может самостоятельно выстроить свою образовательную стратегию и корректировать ее на протяжении жизни.
Как определить цели обучения
Один из учебных методов, который поможет правильно прицелиться — это «Пирамида Дилтса». Она включает в себя шесть уровней целеполагания: окружение, поведение, способности, убеждения/ценности, идентичность, миссия. Определите проблему, которую вы хотите решить и уровень в пирамиде, которому она соответствует. Решение проблемы как правило находится на один-два уровня выше
Например, чтобы изменить свое поведение, вам необходимо обратить внимание на изменения в убеждениях и ценностях
Подробнее про метод можно прочитать здесь.
Целеполагание должно стать одной из ваших регулярных практик и вызывать только положительные эмоции.
Экономика образования
Ментор: кто это, зачем нужен наставник и как его найти
Как создать условия для обучения, которые подходят именно вам
Первое, что необходимо понять — то, как учитесь именно вы. Для этого необходимо проделать следующие упражнения.
Вспомните весь свой образовательный опыт и выберите из него моменты, когда вы чувствовали себя максимально уверенно, учились с удовольствием и чувствовали пользу. То, что заставит вас хотеть туда вернуться.
Также стоит вспомнить свой негативный опыт и разложить его по полочкам — почему учиться было некомфортно? Почему учеба оказалась неэффективной? Оценивайте не столько контент, а форматы, темп, каналы, через которые давалась информация (визуальный, аудиальный, кинестетический). Было комфортнее в групповой работе или в смешанной, в дискуссиях или индивидуальном формате, сначала практика, а потом теория или наоборот? Поищите и найдите какую-то закономерность.
Экономика образования
Что такое мастермайнд-группа и как ее организовать
Совет: обращайте внимание не только на процесс, но и на события в жизни, которые вы в этот момент переживали. Был ли в вашей жизни в то время спорт? Какой? Попробуйте оценить, оказали ли они влияние на ваш образовательный опыт
Выпишите все позитивные составляющие образовательного опыта — это ваша идеальная среда для обучения. Пробуйте ее воссоздавать. В отдельный столбик выпишите все негативные составляющие образовательного опыта — это ваша худшая среда обучения.
Совет: если невозможно воссоздать все элементы, используйте хотя бы некоторые. Подумайте, как вы можете трансформировать негативный опыт в позитивный.
Организуйте обратную связь. Знание коллективно, а человек социален. Новые знания и практики усваиваются только в случае, если вы можете обсудить свой прогресс с другими.
Прислушивайтесь к себе и начинайте изучать свои индивидуальные особенности.
Совет: в этом вам помогут как практики саморефлексии, так и различные доступные тесты.
Примеры тестов:
Тест Майер-Бриггс на определение типа личности
Он поможет обратить внимание на ваши особенности восприятия мира и на то, как вы принимаете решения
Тест «Визуал-аудиал-кинестетик». Он определит, какой канал восприятия информации для вас наиболее предпочтительный и эффективный.
Тест HBDI (Hermann Brain Dominance Instrument), определяющий тип мышления на основе когнитивных предпочтений.
К любому тесту необходимо относиться критически: ни один из них не раскрывает все особенности личности.
Как научиться замечать негативные установки и преодолевать их
Когнитивные установки бывают позитивными и негативными и сформировались как ответная реакция на внешний опыт. Они защищают психику от лишних раздражений и предлагают готовые схемы мышления, которые гарантированно не позволят повторить отрицательный опыт или, наоборот, позволят повторить позитивный.
В обучении и жизни в целом крайне важно распознавать негативные установки и трансформировать их в позитивные. Это достаточно сложная работа, которая требует высокого уровня саморефлексии и осознанности
Например, для многих актуальна негативная установка «у меня нет предрасположенности к языкам, поэтому я не могу выучить английский»
Обратите внимание, как она проявляется в поведении, заметьте ограничения, перефразируйте в позитивную установку
Как мотивировать себя пройти обучение до конца
Мотивация — это движущая сила образовательного процесса у взрослых. Если детей можно заставить учиться с помощью дисциплины и наставлений, то со взрослыми метод кнута вряд ли будет работать.
Метод пряника также не совсем надежен. Если взрослый проходит программу только для того, чтобы, например, получить приятный годовой бонус, и при этом не фокусируется на ней, то толку от нее будет мало. Метод кнута и пряника относится к внешней мотивации
В андрогогическом подходе важно уметь раскрывать свой ресурс внутренней мотивации, пользоваться и управлять им
Мотивация в обучении у взрослого человека складывается из двух составляющих:
- умение ставить процессные цели, то есть самостоятельно выбирать какой навык, знание или компетенцию вы «прокачиваете».
- умение управлять фокусом внимания, то есть организовать себе среду с постоянной обратной связью.
Поразмышляйте над каждым из этих пунктов. Задавайте себе вопросы: что я получаю от процесса обучения? Какая зона развития сейчас находится в моем фокусе внимания? Чем я могу поделиться и от кого могу получить обратную связь?
Экономика образования
Мотивация 3.0: как полюбить учиться в условиях неопределенности
Как наслаждаться процессом обучения
В педагогике огромное значение уделяется результатам образовательного процесса и его оценке — вспомните всякого рода экзамены, тесты, зачеты, контрольные. Наверняка, у вас иногда возникало ощущение, что вы учитесь не ради знаний, а ради экзамена, после которого все благополучно забывалось.
Один из важнейших принципов андрагогики — обращение одинакового внимания как на результаты, так и на процесс, а также наслаждение им и отслеживание изменений установок, взглядов и ценностей в режиме реального времени, а не после завершения обучения.
Это позволит моментально соотносить образовательный опыт с реальной жизнью, корректировать процесс и получать позитивные эмоции, которые положительно влияют на запоминание и осмысление информации.
Онлайн курсы, которые помогают учиться осознанно:
- «Саморазвитие как навык»
- «Стратегии обучения взрослых», курс DEDU Centre
- «Learning how to learn» на Coursera
Книги об андрагогике:
- Стивен Сломан, Филип Фернбах «Иллюзия знания: почему мы никогда не думаем в одиночестве»
- Ульрих Бозер «Как научиться учиться»
- Питер Браун «Запомнить все» (в оригинальном варианте название книги звучит более привлекательно — The Science of Successful Learning)
- Барбара Окли «Думай как математик»
Телеграм-каналы для тех, кто хочет выстроить свою систему обучения:
- Учись пока (не) молодой
- Учусь как умею
Телеграм-каналы для тех, кто хочет профессионально разбираться в обучении взрослых:
- School of Education
- Тренды образования
- Art of education
- LX notes
- Заметки методиста
Инстаграм-аккаунты про обучение взрослых:
- Надежда Хорт
- «Цех»
- FULL HOUSE
- Dedu Center
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Как работа Ноулза повлияла на современную андрагогику
Ноулз стал основоположником нового направления в науке об образовании. До конца жизни он развивал свою теорию, неоднократно дополнял «Взрослого ученика» и выпускал новые работы.
Идеи американского педагога стали прочной базой для трудов и других учёных. Например, Джек Мезиров разработал критическую теорию обучения взрослых, а Феликс Адам и Джордж Эйкер изучили его физиологические и психологические факторы. Джон Хеншке предложил тест, который помогает преподавателям, обучающим зрелых людей, улучшить свою практику. Но и работы самого Ноулза не утрачивают актуальности: его книги продолжают переиздавать для новых поколений андрагогов и вообще всех, кто интересуется образованием взрослых.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
ХХ век: лингвистические эксперименты
XX век начался с огромных потрясений, но он же предоставил людям невиданные прежде возможности. Железные дороги, океанские лайнеры, а потом и самолёты сделали путешествия доступными.
Заработали социальные лифты ― простой приказчик мог стать миллионщиком, а подмастерье меховщика ― основателем блистательной голливудской киностудии. Базовое образование в большинстве развитых стран стало не просто бесплатным, но и обязательным. Прогресс ускорялся, и педагоги начали думать о том, как за самый короткий срок вложить в головы учеников максимум знаний. То есть ― как обучать людей быстро и эффективно.
В 1950-х годах французские преподаватели додумались до аудиовизуального метода. Авторы методики считали, что лучше всего учить язык в формате живого общения. Поэтому на уроке нужно создать имитацию настоящей коммуникативной ситуации. Например, разыграть по ролям диалог между продавцом и покупателем. В ход шли и образовательные фильмы, где такие сценки разыгрывали актёры. Сперва так учили лишь взрослых, но способ оказался настолько эффективным, что его начали применять и в школах.
В это же время в США лингвист Чарльз Фриз предложил аудиолингвальный метод ― при котором огромная роль отводилась аудированию и повторению. Кроме того, ученик должен запомнить базовый набор самых распространённых предложений и оборотов ― кирпичиков, из которых строится повседневная речь. Предполагается, что потом по аналогии с этими смысловыми блоками ученик будет строить и другие предложения.
Чарлз Карпентер ФризИзображение: Wikimedia Commons
В 1970-е годы эксперименты идут всё дальше. Психология, которая в те годы была относительно новой наукой, заявляла, что к любому сознанию можно подобрать ключик. Объединившись с психологами, педагоги разрабатывают совершенно новый подход к обучению детей ― метод полного физического реагирования (Total Physical Response, или сокращённо TPR). Он нацелен на восприятие языка через органы чувств и подходит для кинестетиков, аудиалов и визуалов. Суть способа состоит в том, что ученики запоминают новые слова и фразы с помощью жестов и пантомимы. Например, запоминая английский глагол to jump, ученик должен подпрыгнуть, а на словах open your books ― открыть учебник
Этот способ отлично работает с малышами, которым важно часто менять вид деятельности и проводить разминки
В XX веке было разработано множество методик, но главным итогом всего этого стало понимание, что учить язык можно по-разному и наилучших результатов можно добиться, если учитывать возраст ученика, склад его характера, интересы и цели. Стало понятно, что детей нельзя учить точно так же, как взрослых, а к экзаменам готовят иначе, чем в поездке за границу.