5 самых длинных подводных лодок: «небоскребы отдыхают»

10 самых знаменитых атомных подлодок в мире. почти все российские

945 «Барракуда» – подводный ледокол

Строительство АПЛ сопряжено с поставленными стратегическими задачами, поэтому лодки этого типа конструировались для устранения авианосцев. Успешному выполнению военной задачи способствовал не только цельнотитановый сверхпрочный корпус, большое вооружение, но и звуковая тихоходность.

Проект «Барракуда» можно считать последним в этом направлении для СССР. Лодки третьего поколения могут включать персонал до 61 человека, куда входит 31 офицер. Длина этого колосса составляет 107,16 метров, а высота 12,28 метров. Максимальная глубина, на которую способно опуститься это судно составляет 550 метров, а рабочая глубина для погружения 480 метров.

Сверхпрочный корпус позволяет субмарине всплывать в Арктических водах прямо из-под льда толщиной до 2,5 метров. Так, в феврале 1992 года атомник проекта «Барракуда» столкнулась с АПЛ США «Батон Руж» проекта «Лос-Анджелес», после чего последнюю пришлось вывести из эксплуатации, а «Краб» продолжил службу. На субмарине «Батон Руж» после столкновения был пожар, однако судну удалось самоходом добраться до порта, тогда как у «Краба» была повреждена только рубка.

С учетом стратегических секретов подробности конструктивности судна малоизвестны, кроме общих фактов. Таких как:

  • Аналогичные атомные реакторы «Барракуда», «Антей», «Акула»;
  • Прочность корпуса;
  • Шумность.

Беспилотные катера CASC (Китай)

Беспилотные катера CASC

Серия многофункциональных беспилотных катеров для военно-морского флота Китая была разработана корпорацией China Aerospace Science and Technology Corporation (CASC) и представлена на выставке International Ocean Science and Technology в сентябре 2021 года.

Катера длиной от 8,8 до 15 метров предназначены для несения разведывательной, противолодочной, гидрографической службы и в качестве ударных роботизированных платформ. Так, к примеру, катера длиной 15 метров могут оборудоваться, помимо электронного оборудования еще и установками для запуска тактических ракет. Кроме эттго, на катерах могут быть установлены сонары, гидролокаторы, комплексы радиоэлектронной борьбы, артиллерийское и торпедное вооружение.

Благодаря новейшим беспилотным катерам, по мнению их разработчиков, ВМС Китая смогут эффективно отслеживать угрозы в воде, над водой и в воздухе, а также нейтрализовать их без риска для моряков.

Глубоководный атомный ударный комплекс «Посейдон» (Россия)

Глубоководный атомный ударный комплекс «Посейдон»

Подводный автономный аппарат, оборудованный атомным зарядом до 2 Мтонн. Фактически это — атомная торпеда, которая способна уничтожить целый город или военную базу.

«Посейдон» был представлен широкой публике в 2018 году во время ежегодного послания президента России Владимира Путина Федеральному Собранию. В частности, тогда мир узнал, что у России есть сверхмощное морское оружие.

Ударный комплекс «Посейдон», как уже сказано выше, оснащен атомным зарядом мощностью до 2 Мтонн, может в автономном режиме преодолевать расстояния до 10 тысяч км на глубинах, существенно превосходящих максимальные глубины погружения современных подводных лодок. Но уникальность этого аппарата в том, что его перехват невозможен современными морскими системами и боеприпасами. То есть «Посейдон» гарантированно достигнет цели.

Аппараты запускаются с корабля-носителя — атомной многофункциональной подводной лодки «Белгород», которая может нести до шести таких аппаратов в специальных отсеках по борту и запускать их как торпеды. Однако других подробностей по системе «Посейдон» не сообщается — аппарат засекречен.

А как посмотреть?

Каждая из представленных атомных подводных лодок является стратегическим объектом, способным нести большое количество баллистических ракет, торпед, секретное оборудование и т. д. Поэтому технических данных о них крайне мало.

Однако, для всех, кто хочет увидеть подлодку изнутри существует парк-музей «Северное Тушино» (Москва), где как экспонат стоит подлодка. Это дизельное подводное судно было построено в 1979 году, носило название Б-396 «Новосибирский комсомолец». Служило СССР в период с 1981 по 1988 года и вмещала 70 человек экипажа. Была списана в 1998 году, тогда же выкуплена для будущего парка в качестве экспоната вместе со сторожевым судном «Дружный» № 754.

Рекомендуется к прочтению: Топ 7 самых мощных кораблей ВМФ России

Отличительной особенностью подлодки-музея в том, что экспонаты разрешается трогать, переборки переоборудованы для экскурсантов с ограниченными возможностями, имеет большую популярность.

Представленный Топ 10 подводных лодок мира включает, в основном, АПЛ советского производства, некоторые из которых до сих пор «на ходу». На данный момент в производстве находятся атомные подлодки на водометных движителях и других модернизациях, но информация строго засекречена, особенно при современных условиях межгосударственных отношений.

Подлодки типа «Вэнгард»

Конечно, Великобритания не могла не поучаствовать в конкурсе самых больших подводных атомных ракетных крейсеров. Лодки серии «Вэнгард» имеют подводное водоизмещение 15,9 тыс. тонн, надводное — 15,1 тыс.тонн. Длина судна — почти 150 метров. Чтобы начать постройку лодок «Вэнгард» была расширена и модернизирована судоверфь корпорации Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd. В результате реконструкции она получила эллинг шириной 58 м и длиной 260 м, высота эллинга позволяет возводить не только АПЛ, но и даже эсминцы. Также был построен вертикальный судоподъемник грузоподъемность 24,3 тыс. тонн. Основное вооружение подводного крейсера — 16 баллистических ракет Трайдент II.

«Золотая рыбка» проекта 661 «Анчар»

Первая подводная лодка с полностью титановым корпусом К-162/222 «Золотая Рыбка», которую отправили в эксплуатацию в 1969 году и только в 2015 порезали на металлолом.

Для того, чтобы построить этот незаметный для магнитного оборудования сверхпрочный колосс, инженерам пришлось изобрести ранее невозможный метод сварки титана и построить колоссального размера камеры, заполняемые инертным газом.

Людям во время постройки пришлось тяжелее всего: ещё никогда до, и никогда после им не приходилось работать в непригодной для дыхания атмосфере такое время и с таким качеством.

Два реактора, сверхпрочный корпус и геометрия корпуса, заимствованная у природы, позволила стать «Золотой рыбке» самой быстроходной подводной лодкой: во время перехода через Тихий океан была достигнута рекордная скорость подводного хода в 44,74 узлов (80,4 километров в час).

Рекорд до сих пор не побит, хотя лодку списали в 1989. Не в последнюю очередь из-за высокой стоимости ремонта и запредельной шумности внутри при набор больших скоростей.

Проект 955 ʺБорейʺ

Работа над проектом нового поколения началась в 1978 году, но заложен он был после развала СССР в 1996 году. При строительстве использовались заделы по недостроенным проектам 971 “Щука-Б” и 949А “Антей”.

Длина корпуса корабля 170 м, ширина − 13,5 м. Надводная скорость достигает 15 узлов, подводная − 29. В автономном режиме подлодка находится 90 суток. “Борей” уходит на глубину 400 м, а максимально погружается на 480 м. Подводное водоизмещение составляет 24 000 т, надводное превышает 14 000 т.

На вооружении ракетоносца числятся торпеды, крылатые ракеты, в том числе “Оникс” и “Калибр”,16 ПУ комплекса “Булава” и шесть ТА 533 мм. Численность экипажа 107 человек. Сегодня три АПЛ несут боевые дежурства, еще четыре модели в стадии разработки.

Читайте:

9 самых крутых машин мира

Смертоносный «Антей» проект 949

Проект был специализирован под уничтожение вражеских самых больших авианосцев, охраняемых дополнительным водным и авиатранспортом. Превосходное решение инженерской задачи стало первым и последним проектом такого масштаба.

Состав корпусной конструкции из легкого и прочного корпуса с промежуточным расстоянием в 3,5 метра обеспечивал до 30 % запаса плавучести. Таким образом суда типа «Антей» защищены от случайного торпедного взрыва.

Субмарины этого класса несут на борту сверхзвуковые ракеты:

  • 72 шт П-800 «Оникс»;
  • или 24 шт П-700 «Гранит».

Являются носителями специализированных гиперзвуковых ракет «Циркон», от которых нет боевой защиты. При залповом выстреле есть возможность перехватить только от одной до пяти сверхзвуковых ракет «Оникс», что значительно снижает «выживаемость» авианосных групп. Залповый выстрел «Цирконом» будет сокрушающим.

Самым трагически знаменитым подводным судном типа проекта 949 «Антей» с двойным легким и прочным корпусом является К-141 «Курск». Судьба этого атомника известна если не всей России, то каждому второму. Как выяснили проверки, «Курск» затонул из-за двойного взрыва с двухминутным интервалом в носовой части субмарины.

Бесшумный колосс проекта 955 «Борей»

Самая современная российская субмарина, вооруженная 16 нашумевшими ракетами «Булава», навряд ли кажется чрезвычайно интересной с первого взгляда. Но эти лодки сменили лодки проекта 941, получив их лучшие качества «задешёво».

Вместо многолопастных винтов, привычных для атомоходов, «Бореи» получили водометные движители, сделавшие их шумность запредельно низкой: по оценкам, она в 5 раз ниже «тишайших» лодок «Щука-Б».

Водометам помогает разделенный на отдельные отсеки корпус, связанный между собой амортизационными прокладками. Резиновое покрытие используется и для самой поверхности лодки.

Вероятно, это делает подводный ход субмарины сопоставимым по громкости со стаей рыб. В совокупности со специальными маломагнитными материалами такой подход сделал лодки типа «Борей» «стелсами подводного мира», незаметными для большинства наблюдателей.

Не удивительно, что журнал «The National Interest» внес АПЛ проекта 955 в ТОП-5 самых смертоносных и мощных подводных лодок в мире, способных в считанные минуты уничтожить полностью всё человечество.

6.

Проект 667БДРМ «Дельфин», СССР
По классификации НАТО проект 667БДРМ «Дельфин» относиться к серии атомных подводных лодок «Delta» представленных четырьмя сериями судов Delta I, II, III и IV, которые были основой подводного флота Советского Союза на протяжении 1970-х годов. Проект 667БДРМ «Дельфин», так же известный как Delta IV, был самым крупный из них имевший подводное водоизмещение 18.200 тонн, длину 167,4 метра, ширину 11,7 метров и осадку в 8,8 метров.

На борту судна находиться два водо-водяных ядерных реакторов и две турбины крутящих два пятилопастных гребных винта. На вооружении находится 16 баллистических ракет БРПЛ Р-29Р, так же есть четыре торпедных аппарата диаметров 533мм и два торпедных аппарата диаметров400мм. Проект 667БДРМ «Дельфин» имеет двойной корпус, покрытый звукоизолирующей резиной гасящей акустические волны. Первое судно этого класса введено в эксплуатацию в 1984 году. Подводные лодки проект 667БДРМ «Дельфин», основные носителями баллистических ракет с ядерным зарядом флота Россия.

8.

Проекта 949А «Антей», СССР
Подводные лодки проекта 949А «Антей», известные в странах НАТО как «Oscar-II» имеет подводное водоизмещение 23.900 тонн. Судно имеет длину 154 метра, ширину 18,2 метра, а осадка составляет 9,2 метра. В надводном положении скорость хода составляет 15 узлов, а под водой 32 узла. Двойной корпус разделен на 10 герметичных отсеков, и имеет спасательную капсулу на 10 0 человек. Основное вооружение подводной лодки 24 противокорабельных ракет П-700 «Гранит» дальностью 600 километров и 72 противокорабельных сверхзвуковых ракет П-800 «Оникс».

Работы над проектом 949А «Антей», основное назначение которого было уничтожение авианосцев противника, начались в 1969 году. Первый подводные лодки были приняты в строй в 1986 году. Корабли этого класса остаются на вооружении России, которая модернизируют и ремонтируют их, продлевая срок эксплуатации. Именно к этому классу кораблей относиться печально известная подводная лодка «Курск» затонувшая в Баренцевом море.

Характеристики

субмарина

Сравнительные данные по современным РПЛ СН
Проект 941 Ohio Проект 667БДРМ Vanguard Triomphant Проект 955
Страна Россия США Россия Великобритания Франция Россия
Годы постройки 1976-1989 1976-1997 1981-1992 1986-2001 1989-2009 1996-н.в.
Построено 6 18 7 4 4 2
Водоизмещение, тнадводноеподводное 2320048000 1674618750 1174018200 15900 1264014335 1472024000
Число ракет 20 Р-39 24 Trident 16 Р-29РМУ2 16 Trident 16 M45 16 Булава
Забрасываемый вес, кг 2550 2800 2800 2800 н.д. 1150
Дальность, км 8250 7400-11000 8300-11547 7400-11000 6000 8000

Чтобы привести в движение этого монстра, его оснастили двумя 190-мегаваттными ядерными реакторами, которые приводили в действие две турбины мощностью около 50 тыс. л.с. Двигалась лодка, благодаря двум 7-лопастным гребным винтам диаметром более 5,5 метров.

«Экипаж машины боевой» состоял из 160 человек, более трети которого – офицеры. Создатели «Акулы» проявили поистине отеческую заботу о бытовых условиях экипажа. Для офицеров были предусмотрены 2-х и 4-х местные каюты. Матросы и старшины располагались в маломестных кубриках с умывальниками и телевизорами. Во все жилые помещения подавался кондиционированный воздух. В свободное от вахты время члены экипажа могли посетить бассейн, сауну, спортзал или отдохнуть в «живом» уголке.

Подводные лодки проекта 955 «Борей»

Длина — 170 метров

История «Борея» начинается со второй половины 1990-х, и с тех пор было построено 3 такие стратегические атомные подлодки. Основу вооружения составляют 16 БРПЛ Р-30 «Булава», максимальная дальность которых составляет 9300 метров. Разработкой «Булавы» занимался тот же институт, который в свое время создал знаменитый «Тополь-М». Из произведенных 38 запусков этой баллистической ракеты, неудачными оказались лишь семь.

Этот гигант оснащен самым современным оборудованием и электро-вычислительной аппаратурой, в том числе командирским и штурманским астронавигационным перископом. По плану, проект «Борей-Б» станет дальше развиваться, будучи включённым в госпрограмму вооружений до 2027 года.

Многосерийный «Лос-Анджелес»

Обобщенная классификация включает в себя:

  • Исследовательские;
  • Транспортные;
  • Почтовые;
  • Туристические;
  • Частные суда.

Каждый тип узконаправленный, но спроектированы и многоцелевые подлодки типа «Лос-Анджелес». Название этой субмарины на слуху, так как часто его деятельность освещают в зарубежных СМИ. «Лос-Анджелес» является носителем «Мастодонты» морских глубинкрылатых ракет «Томагавк», которые были задействованы в военных конфликтах в Ираке, Сирии, Ливии. Именно «Лос-Анджелес» признан рекордным за серийное строительство 62-х штук.

Эту субмарину не зря называют многоцелевой, с ее помощью осуществляют разведку, транспортируют специальные грузы, применяют для ведения борьбы с подводными и надводными судами, а также для поисковых/спасательных операций.

Такая востребованность обусловлена способностью субмарины развивать скорость до 64 километров (под водой). Такая скорость может считаться рекордной для технических характеристик подлодок серийного производства. Также положительным фактором считается способность атомного реактора работать без перезарядки 42 года.

Беспилотный катер Искатель (Россия)

Беспилотный катер Искатель

В России первым надводным беспилотным кораблем стал безэкипажный катер «Искатель». Он выполнен на базе стандартного разъездного катера и предназначен для проведения разведки и мониторинга морской среды, поисково-спасательных операций, доставки спасательных средств.

Его длина составляет 14 метров, ширина — 3 метра, водоизмещение — 5,4 тонны, катер может развивать скорость до 35 узлов и двигаться по морю при волнении до 6 баллов, а его автономность составляет 7 суток.

Катер оборудован курсовой видеокамерой, гиросистемами, гидролокатором, беспилотным квадрокоптером. На него можно устанавливать различные системы поражения и ведения огня: установки запуска неуправляемых ракет, торпедные аппараты и пулеметы. В частности, предполагается вооружать такой катер двумя универсальными электрическими торпедами калибра 533 мм.

В случае принятия этого катера в эксплуатацию, а он все еще проходит испытания, ВМФ России cможет c помощью нескольких роботов-торпедоносцев оперативно развернуть временный противолодочный рубеж в районе боевого патрулирования группировки кораблей ВМФ или усилить оборону в пунктах базирования флота.

Проект 941 «Акула» – 172,8 х 23,3 м

Известные Западу как класс «Тайфун», а русским морякам как «Акула», эти величественные стальные гиганты были созданы в качестве противодействия американским субмаринам класса «Огайо» в годы Холодной войны.

Будучи 172,8 метра в длину и 23,3 метра в ширину эти монстры надводным и подводным водоизмещением 23 200 тонн и 48 000 тонн соответственно были больше, чем американские подлодки-конкуренты. Их высота (26 метров) сопоставима с высотой девятиэтажного дома.

По сути, задачей «Акул» было создание ядерного апокалипсиса на Западе, если Холодная война перешла бы в горячую фазу.

Свое хищное прозвище самая большая атомная подводная лодка в мире получила благодаря изображению акулы, которое было нанесено перед первым спуском, состоявшимся в сентябре 1980 года.

Внутри легкого корпуса огромной субмарины находятся пять обитаемых корпусов. В случае чрезвычайной ситуации в одном из корпусов экипаж внутри других корпусов будет в безопасности, а вспомогательные устройства все еще будут работать.

Два ядерных реактора дают этим подводным крейсерам стратегического назначения мощность, в которой они нуждаются, чтобы развить максимальную скорость около 25 узлов под водой.

Вместо того, чтобы постоянно перемещаться по мировым морям и океанам, «Акулы» были созданы, чтобы находиться севернее Полярного круга в течение шести месяцев, ожидая команды, чтобы запустить свой «прощальный привет миру» — баллистические ракеты Р-39 «Вариант».

Из-за продолжительности и характера своих миссий этот советский атомный подводный ракетный крейсер был спроектирован с учетом комфорта экипажа. Фактически, жилые помещения на «Акулах» были настолько роскошными, что моряки советского (а затем и российского) военно-морского флота прозвали эти гигантские суда «плавающими Хилтонами».

Вместо утилитарной стальной мебели с минимальной обивкой интерьер «Акулы» предусматривает удобные мягкие стулья, полноразмерные дверные проемы, полностью оборудованный тренажерный зал, бассейн с пресной или соленой забортной водой, солярий и даже сауну, стены которой обшиты дубовыми досками. В каютах командного состава имеются телевизоры, умывальники и системы кондиционирования.

Однако триумф огромных и грозных «Акул» продолжался недолго. Из семи запланированных подлодок шесть были построены в течение 1980-х годов и ушли на пенсию менее чем 10 лет спустя, в 1990-х годах. Российское правительство просто не могло позволить себе содержать в боеспособном состоянии эти крупнейшие ракетные подводные лодки в мире.

В настоящее время лишь одна модернизированная «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской» — находится в строю. Самая большая подводная лодка в мире служит испытательной площадкой для современных баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках (БРПЛ «Булава»).

Самая быстроходная «Золотая рыбка»

В строительстве этой атомной субмарины применялся единственный в своем роде метод. Его не использовали нигде в мире из-за своей трудоемкости и опасности, но он позволил создать цельнотитановый корпус для «Золотой рыбки» проекта К-16/222. Зачем нужно было так усложнять производство? Все дело в сверхпрочных особенностях титана, его способностях быть «невидимым» для магнитного оборудования обнаружения, но его сварка проводилась людьми при условиях не пригодных для дыхания. Сварка производилась в громадных камерах, которые заполнялись инертным газом, поэтому сварщики вели работы в спецзащите долгое время.

Однако, единственное в своем роде глубоководное судно могло служить дольше, но было выведено из эксплуатации в 1989, так как ремонт был чересчур дорогим. Она работала на двух реакторах, имела самый прочный корпус, развивала высокую скорость в Тихом океане, но была слишком шумной внутри корпуса, когда набирала свою быстроходность. В 2015 году судно рекордсмен было переработано на металлолом.

Проект 667БДРМ «Дельфин»

Это еще один российский ракетный подводный крейсер стратегического назначения, который может похвастать большими размерами. В современном военно-морском флоте РФ это пока что самый массовый подводный крейсер стратегического назначения. Длина судна — 167 м. Подводное водоизмещение 18,2 тыс.тонн, надводное — 11,74 тыс.тонн. Экипаж корабля около 140 человек. Вооружение стратегических АПЛ состоит из:

  • межконтинентальных баллистических ракет на жидком топливе Р-29РМ и Р-29РМУ «Синева» с боевой дальностью более 8,3 тыс.км. Все ракеты могут выпускаться одним залпом. При движении под водой на глубине до 55 метров запуск ракет возможен даже на скорости в 6-7 узлов;
  • 4 носовых торпедных аппаратов;
  • до 8 ПЗРК «Игла».

В движение «Дельфины» приводятся двумя реакторными установками общей мощностью в 180 МВт.

Главное — незаметность

В период зарождения подводного флота маленькими были абсолютно все подводные лодки. Гиганты водоизмещением в десятки тысяч тонн — технологический феномен времен холодной войны. В чем же заключается смысл уменьшения размеров? Вместе с ними уменьшается и вероятность обнаружения корабля, а скрытность — главное достоинство любого подводного объекта военного назначения. Засечь лодку, которая своими габаритами, скоростью передвижения и интенсивностью физических полей едва отличается от крупной рыбы, не способны ни действующие, ни перспективные средства подводного наблюдения.

Другое дело, что первоначально «маленькие» еще не обладали тем комплексом качеств, который делает их по-настоящему эффективными: отсутствовали соответствующие технологии. Необходимая автономность оставалась мечтой. Микроэлектроника и прочие системы с приставкой микро- находились в зачаточном состоянии. Они совершенствовались на протяжении всей второй половины XX века, но долгое время лишь незначительно. И лишь за последние 10−15 лет количество перешло в качество.


Загрузка мини-подлодки SDV (SEAL Delivery Vehicle) в сухой док, установленный на подводной лодке «Даллас» (SSN-700, класс «Лос-Анджелес»). SDV — это аппарат мокрого типа, предназначенный для транспортировки команды спецназа (в легководолазном снаряжении) и оборудования, необходимого для специальных миссий.

Были изобретены и внедрены в практику принципиально новые решения, позволяющие воплотить идею незаметных подводных аппаратов на совершенно новом технологическом уровне. Стали доступны миниатюрные источники энергии высокой емкости. С помощью систем GPS и акустических маяков стало возможным реализовывать исключительно высокое качество позиционирования. Оснащение аппаратов современными средствами навигации, связи, светотехники, оптико-телевизионными системами радикально изменило их функциональные возможности и облик. Низкий уровень физических полей, простота в обслуживании, способность самостоятельно находить, идентифицировать и уничтожать цели — весь этот набор появился у мини-подлодок совсем недавно. А достичь подобных результатов позволил комплексный подход к проектированию подводных аппаратов: они начали рассматриваться как элементы масштабной системы, предназначенной для решения целого спектра сложнейших задач.

Оружие

Авианосцы России: 6 забытых проектов

При этом сама концепция применения мини-лодок — не подвергать риску крупные подводные аппараты и их экипаж, избегая их попадания в зону действия систем освещения обстановки противника, — использовалась еще во время Второй мировой. Достаточно вспомнить нападение англичан на «Тирпиц» в 1943-м, при котором было задействовано целое соединение мини-подлодок. Кстати, широко известны случаи атак на английские линкоры подводными диверсантами.

Подлодки-носители для АПЛ

Подводное вооружение СССР и РФ засекречено по понятным причинам, а, чтобы узнать какую-то информацию приходится следить за всевозможными утечками. Переделанные серийные атомные подводные лодки теперь предназначены для несения мини-подлодок или глубоководной аппаратуры.

Стратегическое назначение таких носителей заключается не в ракетном вооружении, но в несении на борту секретного оборудования, о назначении которого знают далеко не все военные специалисты. К таким субмаринам можно отнести следующие известные.

АПЛ проекта 09774 КС-411 «Оренбург» была перепрофилирована из подлодки серии 667А «Навага». Ракетоносители 16 Р-27; АПЛ второго поколения.

Проект БС-136 «Оренбург» была переделана из атомника «Кальмар» субмарин, использовавшихся в арктических водах на Дальнем Востоке и Камчатке.

Также переделанная атомная подлодка проекта 675 стала называться «Кашалотом». Длиной 69 метров и способностью развивать скорость 30 узлов под водой могла погружаться на 1 000 метров или более.

Сюда же можно отнести БС-64 «Подмосковье», сконструированная по проекту БДРМ «Дельфин», который являлся последним кораблем серии 667.

Все перечисленные суда не имеют боевого вооружения, но оснащены оборудованием, которое может дать перевес при использовании в военных действиях. Некоторые из них могут, или уже стали носителями таких судов как «Лошарик» или беспилотников «Клавесин-2Р-ПМ» и 18511 «Палтус».

Подводные лодки типа «Вэнгард» (Vanguard)

Еще более крупными являются британские подводные лодки класса Vanguard. Водоизмещение подлодки Вэнгард составляет 15 900 тонн. В этой серии четыре корабля принадлежат Королевскому военно-морскому флоту Великобритании. В 1993 году на вооружение поступила первая подлодка Vanguard. Лодки были изготовлены полностью в Великобритании компанией Vickers Shipbuilding and Engineering. Местом базирования серии Вэнгард является военно-морская база Клайд, расположенная в 40 километрах к западу от Глазго в Шотландии. Длина подводных лодок этого типа составляет 149,9 метра, ширина — 12,8 метра, при этом осадка — 12 метров. Ядерный реактор производства Rolls Royce питает две паровые турбины. Это позволяет подводной лодке обогнуть земной шар не менее 40 раз без необходимости дозаправки. Под водой подводная лодка Вэнгард может развивать скорость до 25 узлов. Она оснащена 16 пусковыми отсеками, способными вмещать ядерные ракеты Trident II, восемь из которых обычно заняты. Vanguard также имеет четыре 533-мм торпедных орудия.

ИНТЕРЕСНО: Самые дорогие животные в мире. Топ-10

Вэнгард | Длина 150 метров

В число самых больших субмарин в мире входят британские подлодки типа «Вэнгард». В 1990 годах они пришли на смену лодкам типа Resolution. Появление новых субмарин у США и СССР заставили Англию приступить к созданию нового типа подлодки, с такими же высокими боевыми характеристиками. Первоначально было решено построить не менее 7 подлодок, но с распадом Советского Союза необходимость в таком количестве ракетоносцев отпала. Всего на вооружение поступило 4 подлодки типа «Вэнгард». Строительство первой из них началось в 1986 году.

Размеры субмарины: подводное водоизмещение – 15 900 тонн, длина корпуса – 150 метров, ширина – 12,8 метра. Вооружена 16 баллистическими ракетами системы «Trident-2 D5».

Огайо | Длина 170 метров

Американские субмарины типа «Огайо» входят в число самых больших подводных лодок в мире. Они относятся к подлодкам третьего поколения и оснащены 24 баллистическим ракетами «Трайдент». Их особенность – разделяющиеся головные части и индивидуальная система наведения на цель. Сегодня субмарины типа «Огайо» составляют ядро американских ядерных сил. Они несут боевое дежурство в Атлантическом и Тихом океанах.

Размеры подлодки: подводное водоизмещение – 18 750 тонны, длина корпуса – 170, 7 метра, ширина – 12, 8 метра. Максимальная глубина погружения – 55о метров. Первая субмарина этого типа вступила в строй в 1981 году.

Интересный факт: в 2009 году во время боевого дежурства экипаж субмарины USS Rhode Island спас четырех мужчин и мальчика, которые потерпели крушение и четверо суток находились в море без надежды на спасение.

Надводный робот Albatros-S (Турция)

Надводный робот Albatros-S

Турецкая компания Aselsan в сентябре 2021 года представила прототип надводного робота Albatros-S. Этот катер построен по технологии стелс, а его основным преимуществом является возможность действовать в составе «роя» подобных беспилотников.

Катер имеет длину 7,2 метра, ширину около 2 метров, вес полезной нагрузки — 250 кг, скорость — до 40 узлов, время работы — по меньшей мере 10 часов. Управление осуществляется как в зоне прямой видимости, так и по спутниковому каналу.

Дрон может действовать как в одиночку, так и в составе группы подобных катеров, а его основное предназначение — поиск и уничтожение подводных лодок и надводных кораблей малого и среднего водоизмещения. При этом Albatros-S может нести целый набор вооружения: модули с торпедными аппаратами, ракетными или артиллерийскими установками или поисковым электронным оборудованием загружаются в корпус корабля. В частности, эти катера смогут нести ракетные комплексы L-UMTAS и Javelin.

Подводный флот России

Перечислить все, что стоит на вооружении российских ВМФ – книгу надо писать. Поэтому кратко. Есть подлодки с баллистическими ракетами. Это та самая часть стратегической ядерной триады. Некоторые из этих «красавцев» несут крылатые ракеты разных типов. А кое-кто имеет ракетно-торпедное вооружение – это, наверно, чтобы надводный флот противника поражать. Те самые авианосцы, о которых мы писали в прошлой статье и прочие корабли. Ну и еще пару типов подводных монстров есть. Это атомные глубоководные станции и атомные подводные лодки специального назначения, о котором доподлинно известно только Министерству обороны РФ. Вот несколько примеров.

Это – одна из последних российских разработок – проект «Борей». На его вооружении ракетный комплекс Д-30. Серия атомных подводных крейсеров четвертого поколения проекта «Борей» и «Борей-А» должна стать основой морских стратегических ядерных сил РФ на ближайшие десятилетия.

Длина крейсера — 170 метров, ширина — 13,5 метра, подводное водоизмещение — 24 тысячи тонн. Каждый из «Бореев» имеет по шестнадцать баллистических ракет «Булава» с дальностью действия 9300 километров и шесть ядерных боеголовок индивидуального наведения мощностью по 150 килотонн. В настоящее время планируется построить восемь субмарин данного класса. Из них построены и вошли в состав ВМФ России три: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». «Князь Владимир» должен быть сдан российскому флоту в 2019 году. Рассматривается вариант дополнительного заказа еще двух атомных стратегических подводных лодок класса «Борей».

Атомные подводные лодки проекта «Борей-А» могут быть оснащены не только стратегическим оружием, но и крылатыми ракетами «Калибр». Таких возможностей у субмарин в мире еще не было.

Сейчас, также, подписан контракт на поставку флоту двух подлодок «Ясень-М» с крылатыми ракетами.

Но и это еще не все. Вот, например, торпеда «Шквал». Использование уникального гидрореактивного двигателя позволяет ей развить скорость до 370 километров в час, что является абсолютным рекордом. Использование подобного оружия может перевернуть всю тактику боевых действий на море.

А вот еще одна картинка. Это проект «Кальмар». Сейчас эти легендарные подводные крейсеры будут заменяться подлодками упомянутого выше проекта «Борей». Вроде бы, что? Но мы приводим эту фотографию в память об отслужившем свое, но легендарном проекте. Тем более, что эта фотография позволяет оценить размеры атомных подводных лодок

Обратите внимание на фигурку человека в левом углу кадра. И сравните его с размерами подводной лодки

Рекордсмен в погружении К-278 «Комсомолец»

Наряду с подводными судами, где вооружение играло главную роль, проектировались носители, способные погружаться на невиданную для того времени глубину. Создавались такие лодки СССР по проекту 685 «Плавник». На тот момент в 1980-х годах это было прорывом, так как мировых аналогов попросту не было. Суть заключалась в том, чтобы не только нести в себе баллистические ракеты и другое вооружение, но вычислять, преследовать и уничтожать вражеские подлодки.

Уникальностью этого проекта была реализация: был построен невероятных масштабов испытательный комплекс в Северодвинске. Огромные барокамеры позволяли испытывать различные нагрузки глубоко под водой. Аналогов подобному комплексу не было ни в советское время, ни сейчас.

Благодаря такой технологии удалось построить АПЛ, на которой был достигнут мировой рекорд. Абсолютное достижение глубины на 1 027 метров, что является прорывом в 1985 году. Цель такого глубокого спуска под воду была в том, что средства обнаружения не способны засечь объект под такой толщей воды. Еще один рекорд, поставленный «Комсомольцем» – это выпуск торпед на глубине 800 метров, что значительно повышает скрытность и боевой потенциал.

К сожалению «Комсомолец» знаменит не только своими рекордами, но и печальной судьбой. Судно успело провести всего три плавания, последнее, к несчастью, оказалось трагическим. На борту находилось 69 человек, но несмотря на спасательные капсулы, вместе с субмариной затонуло 42 члена экипажа. «Комсомолец» совершил свой последний рекорд, теперь безвременно покоится на глубине 1 650 метров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Tehnik Shop
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: