Кобальт

Субъективное отношение к цвету

Хотя Иттен и придумал системную теорию цвета, он считал очень важными и субъективные цвета — те цвета, которые кажутся гармоничными конкретному человеку.

Субъективные цвета показывают, как художник чувствует, какой у него характер и образ мысли. Например, с помощью них Винсент ван Гог и Жорж де ла Тур выражали свои эмоции и то, как они смотрят на окружающий мир. Но найти эти цвета не так просто:

Многие люди не желают никому показывать, каковы они на самом деле. Люди, профессионально работающие с цветом, часто с большими мучениями находят свой «субъективный вариант». Иногда упражняющиеся в этой работе реализуют только свои пожелания — они пишут дополнительными цветами или цветами, интересными с точки зрения моды, вместо того чтобы отразить в них себя.

Иоханнес Иттен

Субъективные цвета не отменяют объективные законы цвета. Если дизайнер решит сделать для лапши пакет с синими горошинами, с большой вероятностью продукт никто покупать не станет — хотя дизайнеру и нравятся синие горошины, они не подходят для оформления упаковки лапши.

Также субъективные цвета помогают дизайнерам понять, смогут ли они справиться с задачей клиента или нет. Особенно если речь идёт о модной одежде, в которой цвет всегда был очень важен:

Месторождения кобальтсодержащих руд

В природе нахождение таких руд вроде не проблема. Кобальтсодержащих минералов геологи насчитывают более 130. Вопрос в том, сколько именно металла содержит руда.

Собственно кобальтовых минералов всего около 40.

  1. Скуттерит. Содержание Cо до 30%.
  2. Саффлорит-лёллингит. Кобальта в руде до 29%.
  3. Арсенопирит-аллоклазит. В ней искомого металла до 35%
  4. Кобальтин-герсдорфит с содержанием Cо до 35%.

Но в большинстве кобальтсодержащие руды металла содержат до 3%.

Кобальт добывают из сернистых медно-никелевых, окисленных кобальто-медных, силикатно-оксидных никелевых месторождений.

Аллергия на кобальт в стоматологии

Как известно, в ортопедической стоматологии применяется более 20 металлов. Развитию аллергии очень сопутствуют электрохимические процессы, которые протекают в полости рта в зависимости от состава металла, температуры, и химического состава слюны. В том случае, если в составе стоматологического сплава используется кобальт, или хром, то это может вызывать симптомы аллергического стоматита. Часто зубные коронки из сплавов хрома и кобальта вызывают аллергию – у таких пациентов после соединения с белками тканей организма атомы кобальта начинает проявлять антигенные свойства, хотя и невыраженные.

Однако нужно различать токсическую реакцию на металл протеза, и постепенно развившийся аллергический стоматит. В случае токсической реакции она развивается очень быстро, буквально через сутки после ортопедического лечения. Для правильной диагностики необходимо обязательно определить, есть ли токсическая доза кобальта и других тяжелых металлов в слюне, для чего проводится ее спектрограмма, а также необходимо снять зубной протез и провести элиминационную пробу.

Также в стоматологии проводятся иммунологические тесты, при которых определяют антитела не только к металлам, но и пластмассам. В том случае, если в слюне увеличено содержание кобальта, марганца, хрома или никеля, такие протезы необходимо убирать.

Но, прежде чем устанавливать протезы, содержащие тяжелые металлы, необходимо выявить наличие аллергии с помощью использования кожаных проб.

В заключение следует сказать, что вред кобальта для организма, конечно, существует, но в наше время отравиться можно только через профессиональные заболевания, поскольку острое отравление кобальтом и его солями в настоящее время стала клинической казуистикой. В качестве такого примера можно привести довольно редкие случаи заглатывания детьми магнитов, которые содержат кобальт. Под действием желудочного сока его сплавы переходят в растворимые соли, и всасываются в виде хлорида, что у малышей может привести к симптомам серьезного отравления. Поэтому соблюдение правил техники безопасности на производстве может полностью исключить возможность интоксикации.

использованная литература

  1. а б в г Гальего, Роза; Санс, Хуан Карлос (2001). Цветной словарь Акала . Акал. ISBN  978-84-460-1083-8 .
  2. ^ A b c d e f Доернер, Макс; Хоппе, Томас (2000). Малярные материалы и их использование в искусстве . Я поменял направление. п. 69. ISBN  978-8429114232 .
  3. a b c «Пигменты на протяжении веков: Смальта» (на английском языке) . WebExhibits.org . Проверено 4 июня 2012 года .
  4. a b Eastaugh, N .; Уолш, В .; Чаплин, Т .; Сиддалл, Р. (2004). Компендиум пигментов: Словарь исторических пигментов (английский) . Оксфорд; Берлингтон: Эльзевир / Баттерворт Хайнеманн. ISBN  0-7506-57499 .
  5. A b c Ball, Филипп (2004). Изобретение цвета . Мадрид; Мексика, DF: Turner / Fondo de Cultura Económica. п. 293–294. ISBN  84-7506-623-2 .
  6. Мендоза, Ханна Роуз (21 октября 2004 г.). «Бледные вторжения в синий цвет: развитие цвета» (pdf) . Электронные диссертации, трактаты и диссертации. (на английском языке) (Университет штата Флорида / DigiNole Commons) (документ 2847). Архивировано 11 ноября 2013 года . Проверено 5 июня 2012 года .
  7. ^ A b c d «Пигменты на протяжении веков: синий кобальт . WebExhibits.org . Проверено 5 июня 2012 года .
  8. ↑ «Material Name: Leithner blue» (на английском языке) . Музей изящных искусств, Бостон. 9 августа 2009 . Проверено 5 июня 2012 года .
  9. а б в г Гальего, Роза; Санс, Хуан Карлос (2005). Цветовой гид . Мадрид: Х. Блюм. ISBN  84-89840-31-8 .
  10. а б в Тенар, Луи Жак (1803–1804). «Общие соображения по цветам, за которыми следует процесс получения синего цвета, такого же красивого, как ультрамарин» . Journal des mines (на французском языке) (сеть документальных фильмов MINES ParisTech) 15 (86) . Consultado el 5 de junio de 2012 .
  11. a b c d «Название материала: Cobalt blue» (на английском языке) . Музей изящных искусств, Бостон. 2009-08-09. Архивировано из оригинала на 2012-08-28 . Проверено 5 июня 2012 года .
  12. Перейти ↑ A b c d Mayer, Ralph (1999). Материалы и техники искусства . Турсен / Х. Блюм. п. 76. ISBN  978-84-87756-17-7 .
  13. ^ «Флаг и герб Нидерландов» . Министерство иностранных дел Нидерландов . Проверено 21 июля 2013 года .
  14. ↑ «Флаги мира: Румыния» (на английском языке) . FOTW флаги мира . Проверено 6 июня 2012 года .
Контроль властей
  • Викимедиа проекты
  • Данные: Q425278
  • Мультимедиа:
  • Идентификаторы
  • AAT 300013266
  • Microsoft Academic 129212189
  • Словари и энциклопедии
  • Британика url
  • Химические идентификаторы
  • Номер CAS 1345-16-0
  • Номера EINECS310-193-6
  • Биологические идентификаторы
  • МГИ 1345-16-0
  • Данные: Q425278
  • Мультимедиа:

В человеческой культуре

  • Кобальтовый синий был основным синим пигментом, который веками использовался в китайском сине-белом фарфоре , начиная с конца восьмого или начала девятого века.
  • Акварелист Джон Варли предложил кобальтовый синий в качестве хорошей замены ультрамарину для рисования неба, написав в своем «Списке цветов» от 1818 года: «Используется как замена ультрамарина по яркости цвета и превосходит его при использовании в небе и других объектах. которые требуют ровных оттенков; иногда используются для восстановления яркости этих оттенков, когда они слишком тяжелые, а также для оттенков в драпировке и т. д. Способны благодаря своему превосходному блеску и контрасту подавлять яркость других синих оттенков «.
  • Кобальтовый синий использовался в картинах с момента его открытия Тенаром такими художниками, как Дж. М. В. Тернер , импрессионистами, такими как Пьер-Огюст Ренуар и Клод Моне , и постимпрессионистами, такими как Винсент Ван Гог . Он стабильный и светостойкий, а также совместим со всеми другими пигментами.
  • Максфилд Пэрриш , известный отчасти яркостью своих небесных пейзажей, использовал кобальтовый синий, поэтому кобальтовый синий иногда называют синим Пэрриш .

Автомобили

Некоторые производители автомобилей, включая Jeep и Bugatti, используют кобальтово-синий цвет в качестве вариантов окраски.

Строительство

Из-за своей химической стабильности в присутствии щелочей кобальтовый синий используется в качестве пигмента в синем бетоне .

Спортивный

Две футбольные команды Высшей лиги имеют кобальтовый синий цвет в качестве второстепенного цвета: Real Salt Lake с момента его создания и Sporting Kansas City на его домашней форме с 2008 года .

Вексиллология

В нескольких странах, включая Нидерланды и Румынию , а также в штате США — Неваде — кобальтовый синий является одним из трех оттенков своих флагов .

Видеоигры

Официальный цвет логотипа Sega — синий кобальт. Ежик Соник , нынешний талисман Sega, был окрашен в тон цвета.

КОБАЛЬТОВЫЕ ПИГМЕНТЫ

4 сентября, 2015 admin

Все известные соединения кобальта окрашены в различные цвета: простые соединения ~~~ в зеленый, синий, фиолетовый или красно-фиолетовый, комплексные соединения — в желтый, оранже­вый или красный. Некоторые из простых соединений двухвалент­ного кобальта находят применение в качестве пигментов. Из ком­плексных соединений трехвалентного кобальта только одно исполь­зуется в очень ограниченном количестве в качестве желтого пиг­мента (ауреолин).

Соединения двухвалентного кобальта, применяемые как пиг­менты, могут быть разбиты по своему составу на три группы: .

1) шпинели;

2) смешанные кристаллы или твердые растворы;

3) простые соли: фосфаты, арсенаты и силикаты.

Шпинели. Шпинелями называют химические соединения, по­лучаемые при взаимодействии окислов двухвалентных металлов с амфотерными окислами трех — и четырехвалентных металлов. На­звание это происходит от минерала шпинель, представляющего со­бой алюминат магния состава Mg0*Al203 или MgA1204.

К группе шпинелей относятся соединения, содержащие 1 моль окиси двухвалентного металла на 1 моль окиси трехвалентного ме­талла или 2 моля окиси двухвалентного металла на 1 моль окиси

и щ

четырехвалентного металла, т. е. соединения состава МО*М2Оз и

и iV и ш и IV

2М0*М02 или ММ204 и М2М04.

В качестве окислов двухвалентного металла в состав шпинелей входят MgO, FeO, ZnO, СоО, NiO и др., в качестве амфотерных окислов трех — и четырехвалентных металлов — А120з, Fe203, Sn02, ТЮ2 и др.

Шпинели распространены в природе; они могут быть также по­лучены искусственным способом в результате нагревания смеси со­ответствующих окислов при высокой, температуре. Все шпинели кристаллизуются в кубической системе.

К кобальтовым шпинелям, применяемым в качестве пигментов, относятся следующие,

Алюминат кобальта состава СоО-А1203 или СоА1204, окрашен­ный в синий цвет. В качестве пигмента известен под названием си­ний кобальт.

Ортостаннат кобальта состава 2СоО * Sn02 или Co2Sn04, окра­шенный в голубой цвет с синеватым оттенком. В качестве пигмента известен под названием церулеум или небесно-голубой.

Ортотитанат кобальта состава 2СоО*ТЮ2 или Со2ТЮ4, окра­шенный в зеленый цвет.

Хромит кобальта состава СоО • СГ2О3 или СоСг204, окрашенный в зеленый цвет.

Твердые растворы. Закись кобальта СоО образует непре­рывный ряд смешанных кристаллов с MgO, МпО и NiO, так как эти окислы кристаллизуются в кубической системе, в которой кристал­лизуется и закись кобальта, и размеры элементарных ячеек этих окислов весьма близки к размерам элементарных ячеек закиси ко­бальта.

Цвет смешанных кристаллов зависит от содержания в них за­киси кобальта. Так, для СоО с MgO он колеблется от светло-розо­вого до темного красно-фиолетового и принимает очень темный, почти черный оттенок при соотношении MgO :СоО ** 1 : 5—7. Цвета смешанных кристаллов СоО с МпО и N10 образуют ряд от светло — зеленого через буровато-зеленый и желтовато-коричневый до крас­ного.

С окисью цинка, кристаллизующейся в гексагональной системе, закись кобальта образует смешанные кристаллы двух типов (стр. 560). Соединение ярко-зеленого цвета, состоящее из смешан­ных кристаллов гексагональной системы, известно в качестве пиг­мента под названием зеленый кобальт.

Простые соли. Фосфаты и арсенаты кобальта окра­шены в красновато-фиолетовый цвет; в качестве пигментов они из­вестны под названиями кобальт фиолетовый темный Со3(Р04)2 или Co3(As04)2 и кобальт фиолетовый светлый CoNH4P04 * Н20.

Силикаты кобальта состава СоО*хЗЮ2 или CoSi03(x~— I)Si02 темно-синего цвета известны в качестве пигментов под названием шмальта или кобальтовое стекло.

Из перечисленных пигментов наибольшее значение имеют:

1) синий кобальт СоО-А1203— алюминат кобальта;

2) зеленый кобальт СоО * xZnO — смешанные кристаллы;

3) церулеум 2СоО ■ Sn02 — станнат кобальта;

4) фиолетовый кобальт Соз{Р04)2 иCoNH4P04* Н20 — фосфаты кобальта;

5) шмальта CoO-xSi02— силикат кобальта.

Шмальту и смешанные кристаллы состава СоО-MgO приме­няют преимущественно для окраски фарфоровых изделий.

Кобальтовые пигменты обладают низкой укрывистостью и ин­тенсивностью. Их изготовляют из дорогих и дефицитных солей ко­бальта, вследствие чего употребляют в ограниченном количестве только для производства художественных красок и для росписи фарфора; в этом случае особенно ценится значительная устойчи­вость кобальтовых пигментов по отношению к высокой темпера­туре, солнечному свету и атмосферным воздействиям.

Опубликовано в рубрике ХИМИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПИГМЕНТОВ

Какого цвета нефть?

синий масло сочетание синего и зеленого. Имя оттенок « масло происходит от слова масло, легковоспламеняющаяся жидкость, которая при является нагревается до точки кипения, окрашивается в сине-зеленый цвет.

В чем разница между утиным синим и голубым бензином? Вопреки синий павлин или синий уток, то голубое масло не насыщен желтыми пигментами и не склонен к зелени. Он остается холодным цветом, но усиливает любой те комната, включая ванную комнату. С белым он создает менее сильный контраст, чем с черным, и менее грустный, чем с серым.

Какой цвет ассоциировать с голубым бензином?

Цвет дополняет синий на хроматическом круге желтый смешивается без удивления с le голубое масло. В самых оживленных комнатах дома сочетание пастельно-желтого или даже горчично-желтого с le голубое масло будет способствовать динамичной и радостной атмосфере.

Как сделать утку синей с голубизной? Таким образом, это синий уток это классный цвет. Так что мы можем Faire оттенок синий уток из нескольких цветов. Вам просто нужно смешать этот холодный цвет синий с зеленый et желтый et добавить нюанс синий как синий темный, синий павлин или иначе, а синий небо.

Титан

Это легкий металл. Он не магнитен. Имеет серебристый цвет с отливом голубоватого тона. Обладает высокой прочностью и устойчивостью к коррозии. Но у титана маленькая электропроводность и теплопроводность. Теряет механические свойства при температуре 400 градусов, приобретает хрупкость при 540 градусах.

Механические свойства титана повышаются в сплавах с молибденом, марганцем, алюминием, хромом и другими. В зависимости от легирующего металла, сплавы имеют разную прочность, среди них есть и высокопрочные. Такие сплавы применяются в самолетостроении, машиностроении, судостроении. Из них производят ракетную технику, бытовые приборы и многое другое.

Использование цветных металлов

Цветными называют не только сами металлы, но и их сплавы. Исключение составляет так называемый «чермет»: железо и, соответственно, его сплавы. В странах Европы цветные металлы носят название нежелезистых. Цветные металлы, список которых немаленький, нашли широкое применение в разных отраслях во всем мире, в том числе и в России, где являются основной специализацией. Производятся и добываются на территориях всех регионов страны. Легкие и тяжелые цветные металлы, список которых представлен большим разнообразием наименований, составляют отрасль промышленности под названием «Металлургия». Это понятие включает в себя добычу, обогащение руд, выплавку как металлов, так и их сплавов.

В настоящее время отрасль цветной металлургии получила широкое распространение. Качество цветных металлов очень высокое, они отличаются долговечностью и практичностью, применяются в строительной индустрии: ими отделывают здания и сооружения. Из них производят профильный металл, проволоку, ленты, полосы, фольгу, листы, прутки различной формы.

Рождение легенды

«Кобальтовая сетка» представляет собой диагонально пересекающиеся линии, в местах соединения которых прорисованы каплевидные «жучки» с отводкой золотом. Декор выглядит утончённо и празднично, придавая фарфоровой посуде черты дворцового стиля. Однако родился аристократичный орнамент совсем не в «галантном веке», а в один из самых тяжёлых периодов «города на Неве», когда его жители задыхались кольце немецкой блокады.

…Шёл 1943 год. Художница Ленинградского фарфорового завода Анна Яцкевич с горечью смотрела на окно, крест-накрест перечёркнутое полосками бумаги. Разве в такое время до творческих порывов? Когда в 1941 году часть предприятия эвакуировали за Урал, Анна Адамовна – коренная ленинградка, решила остаться. Сколько боли пережила она за это время. В 1942 году от голода и болезни умерли её мать и сестра. Сама художница походила на тень, как и десятки ленинградцев, героически противостоявших оккупантам. Внезапная вспышка озарила окно, и Анна Адамовна разглядела в скрещенных полосках потрясающей красоты узор, проступивший сквозь печальный лик войны. Как писала позднее художница в своих воспоминаниях, именно тогда у неё возникла идея создания той самой «Кобальтовой сетки»…

Согласно другой версии, прототипом узора послужили освещающие небо лучи прожекторов, которые блуждали, пересекаясь друг с другом. А, возможно, художница вдохновилась суровым очарованием Невы, одетой в ледяной панцирь, который приходилось разбивать, чтобы достать воды. Ослепительно белая река, бегущие от удара ломом синие трещинки и слепящее золотое солнце – этот образ тоже просматривается в удивительном творении Яцкевич.

Искусствоведы, кроме того, выдвигали предположение, что «сетка» скопирована с дворцового сервиза «Собственный», изготовленного основоположником русского фарфора – Виноградовым для императрицы Елизаветы Петровны. Хотя в своих мемуарах Яцкевич не упоминала этот редкий коллекционный экземпляр. Но, скорее всего, как часто бывает у художников, Анна Адамовна сублимировала множество жизненных впечатлений, выразив их в чётких и чистых линиях кобальтового рисунка.

Техника нанесения узора

Первые образцы «Кобальтовой сетки» были созданы Яцкевич в ноябре 1944 года на базе сервиза «Тюльпан». Эту форму придумала в 1936 году другая художница ЛФЗ – Серафима Яковлева. Роспись сначала опробовали на пяти предметах: чайнике, сахарнице, сливочнике и чашке с блюдцем. Предметы сервиза, волнистой поверхностью напоминающие цветок, в тонкой сетке узора смотрелись нарядно и органично.

Художница решила провести эксперимент с подглазурным кобальтовым карандашом. Предполагалось, что он даст более ровные линии, чем кисть, которой сложно управлять при нанесении графического рисунка. Однако техническое новшество оказалось неудачным – карандашный пигмент ложился неравномерно, делая узор то ярким и выразительным, то едва заметным. Тогда Анна Адамовна решила вернуться к проверенной кисточке.

Именно этим инструментом пользуются современные художники завода, вручную нанося на чашки и чайники полюбившийся всем миру «сетчатый» рисунок. Работа кропотливая, требующая немалого опыта и мастерства. В день сотрудник завода может расписать до 80 изделий. Когда в 1950 году сервиз Яцкевич начали выпускать массовым тиражом, отливки делали сразу с направляющими желобками, чтобы живописцам было проще вести прямые линии. Кобальтовый пигмент наносят на обожжённый один раз «бисквит», затем покрывают глазурью, вновь отправляют в печь и только после этого украшают золотой отводкой.

Однако сегодня ручного труда в фирменных сервизах Императорского завода становится всё меньше. Основной рисунок заменяет деколь, золото (уже не порошковое, как раньше, а более дешёвый глянц) наносят специальным желатиновым штампом. Тем не менее, сэкономить на покупке фарфора «Кобальтовая сетка», независимо от способа его изготовления, не получится. Это, своего рода «бренд в бренде», что тоже имеет свою цену. К тому же посуда от ИФЗ славится своим качеством – это единственное предприятие в России, где изготавливают костяной фарфор, самый тонкий и прочный. Отличить изделия из него несложно: они хорошо просвечиваются, так, что виден рисунок на внешней стороне, при ударе издают чистый, продолжительный звук и обладают тёплым молочным оттенком.

Применение

Основная доля получаемого кобальта расходуется на приготовление различных сплавов. Так, добавление кобальта позволяет повысить жаропрочность стали, обеспечивает улучшение ее механических и иных свойств. Кобальт — компонент некоторых твердых сплавов, из которых изготовляют быстрорежущий инструмент (сверла, разцы и другие). Особенно важны магнитные кобальтовые сплавы (в том числе так называемые магнитомягкие и магнитотвердые). Магнитные сплавы на основе кобальта используют при изготовлении сердечников электромоторов, их применяют в трансформаторах и в других электротехнических устройствах. Для изготовления головок магнитной записи применяют кобальтовые магнитомягкие сплавы. Кобальтовые магнитотвердые сплавы типа SmCo5, PrCo5 и др., характеризующиеся большой магнитной энергией, используют в современном приборостроении. Для изготовления постоянных магнитов находят применение сплавы, содержащие 52 % кобальта и 5-14 % ванадия или хрома (так называемые викаллои).

Кобальт и некоторые его соединения служат катализаторами. Соединения кобальта, введенные в стекла при их варке, обеспечивают красивый синий (кобальтовый) цвет стеклянных изделий. Соединения кобальта используют как пигменты многих красителей.
Кобальтат лития применяется в качестве высокоэффективного положительного электрода для производства литиевых аккумуляторов. Силицид кобальта отличный термоэлектрический материал и позволяет производить термоэлектрогенераторы с высоким КПД.

Радиоактивный кобальт-60(период полураспада 5,271 года) применяется в гамма-дефектоскопии и медицине.

Свойства металла

Кобальт — элемент периодической таблицы Менделеева под номером 27. Его относят к металлам, он имеет белый или желтоватый серебристый цвет. Имеет синеватый или розоватый отлив.

Физические свойства металла:

  • плотность 8,9 г/см³;
  • температура плавления 1495°С;
  • кипит при 2870  градусах Цельсия;

Кобальт ферромагнетик, как и два его соседа по таблице Менделеева — железо и никель.

Рекомендуем:  ЛИТИЙ — в космосе, на земле, под водой

Химические свойства металла обусловлены его степенями окисления — +2, +3, 0.

Холодная концентрированная азотная кислота пассивирует Co.

Щелочи реагируют с водными растворами солей, при этом образуется гидроксид Со(ОН)2.

Кобальт / Cobaltum (Co), 27 — Название, символ, номер

58,933194(4) а. е. м. (г/моль) — Атомная масса(молярная масса)
3d7 4s2 — Электронная конфигурация
125 пм — Радиус атома

116 пм — Ковалентный радиус

(+3e) 63 (+2e) 72 пм — Радиус иона
1,88 (шкала Полинга) — Электроотрицательность
E0(Co2+/Co) = −0,277 В — Электродный потенциал
3, 2, 0, −1 — Степени окисления
 758,1 (7,86) кДж/моль (эВ) — Энергия ионизации (первый электрон)

8,9 г/см³ — Плотность (при н. у.)

1768 K — Температура плавления
3143 K — Температура кипения
15,48 кДж/моль — Уд. теплота плавления
389,1 кДж/моль — Уд. теплота испарения
24,8 Дж/(K·моль) — Молярная теплоёмкость
6,7 см³/моль — Молярный объём

гексагональная — Структура решётки

a=2,505 c=4,089 Å — Параметры решётки
1,632 — Отношение c/a
385 K — Температура Дебая
7440-48-4 — Номер CAS

Водорастворимые соли кобальта дарят воде розовый цвет. Растворенные в ацетоне, эти соли окрашивают раствор в синий цвет.

Современные вариации «на тему»

Всего в ассортименте свыше 100 различных предметов с культовым узором. Художники завода экспериментируют и с цветом орнамента. Например, альтернативой синей сетке стали розовая и золотая, получившие соответственно название «Блюз» и «Джаз».

В 2014 году вместе с польскими коллегами, ИФЗ начал выпуск стеклянной посуды, декорированной всё тем же узором. К расширению ассортимента подтолкнули маркетинговые исследования. Как показывает статистика, россияне в последнее время всё чаще предпочитают стекло фарфору. Причина кроется не в декоративных качествах, а в непомерно высоких ценах на «белое золото».

В 2016 году в фирменных магазинах предприятия появился столовый текстиль «кобальтовой» тематики, а также чай и косметика в легкоузнаваемой «сетчатой» упаковке. Как заявила генеральный директор ИФЗ – Татьяна Тылевич, залог успешного конкурирования на международном рынке она видит в диверсификации производства и создании не только эксклюзивной продукции, но и масс-маркета. Основная ставка в этом сегменте делается именно на «Кобальтовую сетку», которая, не смотря на высокую стоимость, всегда находится в дефиците.

История кобальта

Искусные стекольные и гончарные мастера древности при выделке своих художественных изделий пользовались синей краской. В витринах Британского национального музея в Лондоне хранятся уникальные коллекции синих стекол, найденные археологами при раскопках памятников древней культуры в Египте и Ассиро-Вавилонии.

Ученых уже давно интересовал вопрос о природе этой любопытной синей краски, которая не утратила своих сильнокрасящих свойств в течение тысячелетий. Ряд специальных исследований, произведенных химиками, показал, что синие стекла, происходящие из Египта и Ассиро-Вавилонии, содержат соединения редкого элемента кобальта. Однако ученым так и не удалось окончательно разгадать, была ли известна древним мастерам способность окиси кобальта давать глубокое синее окрашивание, или они пользовались этим красящим материалом случайно, как и многими другими стойкими красками.

Неоднократно делались также попытки раскрыть тайну античных мастеров путем самого тщательного изучения синих стекол более позднего происхождения — александрийских, византийских и римских — в надежде найти в них присутствие кобальта. Но каково было удивление исследователей, когда они установили, что синяя краска этих стекол обусловлена наличием в них не кобальта, а меди. Не найдено было также кобальта в роскошных стеклянных и глиняных художественных изделиях, окрашенных в синий цвет, доставленных прославленным путешественником Марко Поло в Европу из стран азиатского материка.

Ремесленники средневековья совсем не применяли кобальта для окраски в синий цвет разнообразных изделий из стекла. В то время слово кобальт было ругательным именем для различных минералов, сопровождающих серебряные руды старинных месторождений в районе Саксонско-Богемского кряжа. Ненависть горняков и плавильщиков к кобальтy историки горного дела и металлурги объясняют тем, что его присутствие в шихте значительно затрудняло и удорожало проплавку серебряных руд.

Окраска стеклянной посуды с помощью кобальта

Передовые ученые своей эпохи Агрикола, Парацельс и Василий Валентин упоминают, что «Cobold» — имя злого духа, который якобы обитает в недрах земли, расстраивает труд горняков и причиняет им всевозможные бедствия.

«Дух» ненавистного кобальта много столетий веял над рудниками Германии, и именем злого духа называли даже минералы, не содержащие кобальта, например, мышьяковистые руды, неблагоприятные свойства которых усугублялись, выделением ядовитых газов при их добыче и металлургической обработке.

Только в XVI столетии, когда добыча серебра из месторождений Саксонско-Богемского кряжа получила значительное развитие, были обнаружены сильные красящие свойства окиси кобальта. Но это новое интересное открытие около двух столетий держали в строжайшем секрете. Лишь узкий круг избранных владел секретом полезного использования красящих свойств кобальта.

Сохранились указания, что в 1533 году стекольный мастер Шюрер, проживавший в Богемии, успешно приготовлял кобальтовую синюю краску для окраски керамических изделий. Скоро голландские купцы заинтересовались новой красивой краской и с помощью Шюрера организовали ее производство у себя на родине. Первая саксонская мельница для размола кобальтовой краски была построена близ Аннаберга в 1649 году.

Теперь, когда кобальту была открыта широкая дорога в промышленность, его соединения начали быстро внедряться в качестве ценных красок для стекол, глазури, фарфора, эмалей и ряда других продуктов керамики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Tehnik Shop
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: