Малочисленные народы россии: список. самый малочисленный народ россии

Самые многочисленные народы мира. крупнейших народностей

Нивхи

Малочисленный народ, который живет в России и Японии. Первые следы его пребывания на этих территориях появились 10 тысяч лет назад. Сейчас численность народа постоянно падает, в последнюю перепись специалисты насчитали около 4 тысяч человек.

Предполагается, что родственными для нивхов являются народы Полинезии. Полагают, что самое раннее упоминание о нивхах в истории — китайские хроники начала 600 годов н. э. Контакты русских с нивхами начались в XVII веке, когда здесь побывали казаки-землепроходцы.

Нихви большей частью занимаются рыбной ловлей. Религиозные верования нивхов основывались на анимизме и  вере в обитавших повсюду духов. Каждый медведь считался сыном хозяина тайги. Медвежий праздник отмечался в январе или феврале, в зависимости от клана. Медведя ловили, выращивали и выкармливали на протяжении нескольких лет в загоне. Во время празднования медведя наряжали в специальный костюм, водили по домам, угощали из резной деревянной посуды. После чего зверя приносили в жертву, стреляя из лука. У головы убитого медведя ставили кушанье, «угощая» его. В отличие от других народов Амура, нивхи кремировали умерших, сжигая их на огромном костре в тайге под ритуальные плачи, а в древности практиковали воздушное погребении. Умершего подвешивали на дерево и оставляли там.

Фото: Дементиевский Иван

Современное состояние малых народов

Государственная статистика утверждает, что в течение 1990-х годов численность коренных малых народов сокращалась. Навряд ли из этих данных можно получить достоверную картину, потому что сведения касаются сельских жителей выборочных территорий.

Надо сказать, что демографические процессы у разных народов Севера проходят по-разному, поэтому демографическая ситуация будет различной. В результате получается, что текущий учет отражает сокращение численности коренных жителей, в то время как перепись показывает её рост со времени предыдущей переписи.

Далеко не все группы коренного населения численно увеличиваются, есть такие, в которых происходит уменьшение численности. Несмотря на это изменение численности коренных народов по данным переписи более благоприятно, по сравнению с демографической ситуацией в стране в целом.

Данные факты говорят о том, что чиновники, общественность, средства массовой информации в период между переписями используют неполные и, часто, искаженные данные.

Перепись населения, проведенная в 2002 г., показала, что 26 малых народов Севера, имеющих особый статус, заметно уменьшились в 5-ти случаях: сократилась численность орочей, алеутов, алюторцев, удэгейцев и кетов.

Уменьшение по демографическим причинам происходило не везде, количество удэгейцев, например, уменьшилось потому что стали отдельно подсчитывать тазов. Подобная ситуация случилась с орочами – по данным предыдущих переписей, часть народа причислили к орочам и назвали их «ороками». В результате получили сильное сокращение орочей и возросшую численность ороков.

Есть группы со стабильной численностью, потому что уменьшение незначительное:

  • коряки;
  • негидальцы;
  • ульчи.

К разряду стабильных относятся и те группы, в которых произошло незначительное увеличение численности:

  • эвены;
  • долганы;
  • чукчи;
  • нанайцы.

На 20 и даже на 30% возросла численность таких народов, как манси, юкагиры, ительмены, ханты, ненцы, энцы и эвенки.

Неоднозначная этническая принадлежность в России по мнению специалистов характерна для 10% населения. Касается это не только крупных городских агломераций, но и малочисленных народов Севера. Например, у ительменов – жителей Камчатки – широко распространены браки с русскими. Перешедшие на русский язык ительмены одновременно себя относят к ительменам, русским, камчадалам. Некоторые относят себя и к корякам.

Совершенно справедливо возникает вопрос, цифра, полученная в результате переписи, действительно отражает численность тех, кто относит себя к ительменам.

Хорошо видна смена этнической атрибуции и у таких народов, как селькупы, эвенки, юкагиры, кеты и др.

Замечание 2

Подобные результаты говорят о том, что программа переписи не предусматривает учет двойной или множественной этнической принадлежности. Отсюда в разные годы итоговые подсчеты заметно отличаются. Причину подобных колебаний и отклонений вызывают не только демографические и ассимиляционные процессы, но в большей степени неспособность переписи отразить сложность этнической ситуации.

О жизни и быте малых народов

Всегда нужно помнить, что культура любого, даже совсем малочисленного народа, составляет богатство, разнообразие, неотъемлемую часть уникальной российской нации и человечества в целом. Некоторые малые народности, о существовании которых за пределами их проживания почти никто не знает, успешно сохраняют и передают молодому поколению свои традиции, уклад, обычаи.

Ряд народностей постепенно исчезает, растворяется в окружающем населении. Например, водлозеры в Пудожском районе Карелии. Общая численность 550 человек. Происходят от московских и новгородских переселенцев. Проживают всего в 5 деревнях. Ранее были широко распространены по островам и берегам Водлозера. Чтят древние славянские обычаи, задабривают и приносят жертвы лесному духу. При этом считают себя православными.

Конечно, следует сказать о старообрядцах, точнее об одной из их общин – семейских. Проживают в Бурятии и Забайкалье. По переписи 2010 года их насчитывается 2500 человек. От остального, в том числе русского, населения долгое время держались обособленно. Стараются сохранить в своей жизни не только старую веру, но и первозданный, патриархальный допетровский уклад жизни.

В 17 веке, когда русские стали осваивать Сибирь, в Якутии возникла новая народность – русскоустьинцы. Хоть и не полностью, им удалось сохранить свою культуру и язык до нынешнего времени. Численность народа составляет около 1000 человек. Антропологически относятся к метисам. По вере православные, при этом сохранили некоторые языческие обычаи.

Уникальной является народность – чалдоны. Относятся к числу вымирающих. Когда только начиналось освоение русскими Сибири, чалдонами сибиряки называли первых русских поселенцев. Быт чалдонов отличен и от славян и от монголоидов. В настоящее многие сибиряки называют себя чалдонами, однако, действительно традиции, обычаи и уклад этого народа сохранились лишь в отдалённых деревнях.

К фактически исчезнувшему народу можно отнести затундреных крестьян. Полуостров Таймыр. Многие относят эту народность к долганскому этносу. К нынешнему времени почти полностью поглощены, окружающим русским населением. По переписи 2010 года, их насчитывается всего 8 человек.

К вымирающим народам относятся ханты и манси. В их мировоззрении сочетаются православие, анимизм, шаманизм. Очень чтят природу. Самыми известными мифами этих родственных народов является сказание о медведице, родившей первую женщину и Великом медведе, принёсшим людям огонь. Лось у этих народов является символом счастья, благополучия и силы. Численность ханты по переписи 2010 года составляет немногим больше 30 тыс. чел. Численность манси 12 тыс. чел.

Замечание

Самым восточным народом России считаются эскимосы. Цивилизация их затронула позднее всего. По вере, проживающие в России эскимосы относят себя к православным, многие придерживаются также языческих обычаев, уважительно относятся к словам шаманов. Также эскимосы проживают в Гренландии, Канаде и на Аляске. Происхождение народа до сих пор вызывает споры в научных кругах. К моменту прихода европейцев ещё не имели развитой племенной организации. Численность по последним данным составляет около 170 тыс. человек. Практически везде она уменьшается.

Народы России, которых осталось менее 500 человек

Последняя перепись населения 2010 года зафиксировала 194 национальности, проживающие в России. Рассказываем какие из них оказались самыми малочисленными.

1. Алеуты

Алеуты

Алеуты – коренное население Алеутских островов, открытых русскими мореплавателями в XVIII веке. После продажи островов и Аляски США, некоторая часть жителей перекочевала на территорию современного Камчатского края. Сегодня там проживает 482 человека, причисляющих себя к алеутам. Во время переписи 2010 года о знании языка алеутов заявили 45 человек.

2. Чулымцы

Чулымцы

Народность получила имя от реки Чулым, в бассейне которой были основаны их первые поселения. Всего в мире сохранилось примерно 355 представителей этого тюркского народа. Проживают они в Томской области и Красноярском крае.

Фольклор и культура чулымцев дошли до наших дней, многие и сегодня верны традициям шаманизма.

У народа есть свой язык – чулымский – но понимают его чуть больше 12% чулымцев. И лишь около 14 человек свободно владеют родным наречием.

3. Ороки

Ороки

Ороки – тунгусо-маньчжурский народ, проживающий преимущественно на острове Сахалин. Сегодня их менее трехсот, а их основные занятия – оленеводство и рыбалка. Название племени дали японцы, а сами ороки именуют себя «ульта», что в переводе значит «олений».

В советское время почти все проживающие в разных местах острова Сахалин в чумах ороки были локализованы в один колхоз в посёлке Вал, где их потомки живут до сих пор.

4. Тазы

Тазы

Тазы (они же дацзы, что на китайском означает «туземцы») – относительно молодой народ. Он образовался в середине XIX века в результате смешения китайцев с народами Дальнего Востока – удэгейцами и нанайцами. Сейчас в России проживает менее 274 тазов, большая их часть обосновалась в Приморском крае.

Культура тазов представляет собой смесь традиций русского и северокитайского населения. Тазский язык является одним из диалектов китайского, но никто из представителей народа им уже не владеет – большинство считают своим родным языком русский.

5. Ижоры

Ижоры

Количество представителей этого финно-угорского народа в мире не превышает 1300 человек, из них около 266 проживают в России.

Язык народности близок к языкам других народов финно-угорской ветки – карельскому и финскому, при этом культура вполне самобытна. Особенно известно их устное народное творчество – рунические песни, исполняемые сказителями.

6. Энцы

Энцы

Численность энцев не превышает 227 человек. Практически все они живут в Красноярском крае. Название народности предложил в 1930-е годы советский этнограф Георгий Прокофьев. Он образовал его от энецкого слова «эннэчэ», то есть «человек».

По месту проживания энцы подразделяются на тундровых (сомату) и лесных (пэ-бай). На два диалекта, соответственно, делится и их язык, которым сейчас владеет менее половины энцев. А вот культура, быт и фольклор у лесных и тундровых энцев идентичны. И хотя лесные энцы и были крещены в православие, обе группы малочисленного народа продолжают поклоняться местным духам и сохраняют культ природных явлений.

7. Сету

Сету

Ещё одна финно-угорская народность – сету. Большая часть – около 10 тысяч человек – проживает в Эстонии, но примерно 214 человек находятся в России, на территории Псковской области. При этом точную численность народа узнать проблематично, поскольку они ассимилировались как с эстонцами, так и с русскими.

Язык сету является частью одного из диалектов эстонского, но сами они считают его самостоятельным.

В культуре сету много элементов, заимствованных у русских, в частности, элементы одежды. Также сету, в отличие от эстонцев, исповедующих лютеранство, являются православными.

8. Водь

8. Водь

Один из самых редких народов России – водь – принадлежит также к финно-угорской ветви. В мире их всего 64 человека, 59 из них проживают в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Сегодня происходит постепенное возрождение культуры народа: проходят курсы изучения водского языка, существует кукольный театр «Кагракару», в котором ставят спектакли на водском языке на основе национального фольклора.

9. Кереки

Кереки

Самым малочисленным коренным народом России признаны кереки – их сохранилось всего четыре человека. Другое название кереков – анкалгакку, то есть «народ у моря». Проживают они на Чукотке, владеют русским и чукотским языками. Ранее существовавший керекский язык в настоящее время утрачен полностью.

Культура, основные занятия и религия кереков (шаманизм) – близки к чукотским. В частности, в проводимых ими обрядах присутствуют культ животных и предков.

Политика государства

У антропологов принято критиковать государственную политику по отношению к малочисленным народам Севера.

Политика по отношению к народам Севера в разные годы менялась. До революции они были особым сословием – инородцами, которые обладали самоуправлением в определенных пределах. После 1920-х гг. культура, экономика и общество северян, как и остальной страны, претерпели серьезные трансформации. Была принята идея развития народов Севера и вывода их из состояния «отсталости». Экономика Севера стала дотационной.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. этнографы сформулировали обоснование прямой взаимозависимости традиционной культурной самобытности, традиционного хозяйства и традиционной среды обитания. К романтическому тезису о почве и крови были добавлены хозяйство и язык. Парадоксальная идея того, что условием сохранения и развития этнической культуры – языка и обычаев – является ведение традиционного хозяйства в традиционной среде обитания. Эта фактически концепция герметичной традиционности стала идеологией для движения КМНС. Она была логичным обоснованием альянса этнических интеллигенции и нарождающегося бизнеса. В 1990-х гг. романтизм получил финансовую базу – сначала гранты благотворительных иностранных фондов, а затем и добывающих компаний. Индустрия этнологической экспертизы была закреплена в том же законе.

Исследования антропологов сегодня показывают, что хозяйствование может существовать и развиваться без сохранения языка. В то время как и языки могут выходить из живого семейного общения при ведении хозяйства. К примеру, удэгейский, саамский, многие диалекты эвенкийского и многие другие языки КМНС уже не звучат в тайге и тундре. Однако, это не мешает людям заниматься оленеводством, охотой, рыболовством.

Кроме культурных деятелей и бизнесменов, среди КМНС сформировался самостоятельных слой лидеров и политических активистов,

Среди активистов КМНС существует точка зрения, что льготы должны быть не выборочными, а распространяться на всех представителей КМНС, где бы они ни жили и чем бы ни занимались. В качестве аргументов предлагаются, например, доводы, что в организме необходимость рыбы в рационе заложена на генетическом уровне. Вариантом решения этой проблемы предлагается расширение районов традиционного проживания и традиционного хозяйства на всю территорию региона.

Сельская местность в районах Крайнего Севера – весьма не простое место для жизни. В сельском хозяйстве там работают люди различного этнического происхождения. Они используют те же технологии, преодолевают те же трудности, сталкиваются с теми же вызовами. Эта деятельность должна получать государственную поддержку также независимо от этнической принадлежности. Государственная гарантия защиты прав народов России прежде всего в гарантии отсутствия какой-либо дискриминации по этническому и религиозному признаку.

Как показывает анализ, Закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» выделяется своим подходом из всей российской правовой системы. Этот закон рассматривает народы как субъекты права. Невозможность вести дает основание для формирования сословия – группы людей, наделяемые правами благодаря своему этническому происхождению. Исполнители законов на местах будут долго сталкиваться с попытками юридически закрыть принципиально открытую социальную систему.

Принципиальным выходом из этой ситуации может быть преодоление романтизма традиционности и разделение политики поддержки экономической деятельности и поддержки этнокультурной деятельности. В социально-экономической части необходимо льготы и субсидии КМНС распространить на все сельское население Крайнего Севера.

В этнокультурной части государство может оказать следующие виды поддержки:

  1. Научная поддержка, в лице научно-исследовательских организаций и вузов, в разработке ими программ и подготовке специалистов.
  2. Правовая поддержка в виде разработки и принятия норм сохранения и развития этнокультурного наследия.
  3. Организационная поддержка в виде разработке и реализации этнокультурных программ учреждений культуры и образовательных учреждений.
  4. Финансовая поддержка НКО, развивающих этнокультурные инициативы в виде грантовой поддержки перспективных проектов.

Очевидно, что это предполагает коренное изменение Закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Языковые группы

Этническая многочисленность людей ведет к слиянию и консолидации нескольких народностей, близких по традициям и языковой культуре в более крупную группу. Ассимиляция заключается в том, что представители одной расы проживают в превалирующей среде другого народа и наследуют культуру и язык. При этом изменяется национальное сознание. Иногда сближение этнических групп происходит без слияния ценностей, например, в результате интеграции населения.

Языковые группы на территории РФ делятся на следующие семьи:

  1. Индоевропейская.
  2. Алтайская.
  3. Уральская.
  4. Северокавказская.

Нация, которая предоставляет название территориальному национальному формированию, носит наименование титульной. Другие народы проживают в субъектах РФ и составляют этнические диаспоры в больших центрах и мегаполисах. Образования помогают мигрирующим членам обосноваться в доминирующей среде и получить адаптацию.

Сведения о семьях

Индоевропейская семья включает славянскую группу. Сюда входят украинцы, русские, поляки, белорусы и другие народы. Русскими областями считаются площади Северо-Запада, Европейского Севера и центра РФ, но народ проживает и одновременно преобладает во многих областях, особенно на юге Сибири и Урале. Россия является самой крупной славянской страной в мире. Одновременно индоевропейская семья в РФ представлена германской, иранской, осетинской группой.

Представителями алтайской семьи являются народности тюркской группы, в которой есть чуваши, казахи, татары, тувинцы и другие. Татары относятся ко второй по распространению и численности национальности. Основная часть представителей тюркской группы проживают за Уралом и в Поволжье, остальные сообщества рассредоточиваются в южных регионах Сибири, Дальнего Востока. Алтайская семья содержит монгольскую и тунгусо-маньчжурскую группу.

Крупной группой уральской семьи является финно-угорское сообщество. В него входят удмурты, коми-пермяки, мордовцы, финны. Вторая самодийская группа содержит представителей ненцев, нганасанов. Сюда входит и юкагирская группа. Народности уральской семьи проживают за Уралом и на территории Поволжья, определенные скопления отмечаются в северных регионах Европейской части России.

Северокавказская семья включает дагестанскую и абхазско-адыгейскую группу. В первое сообщество входят даргинцы, чеченцы, лезгины, ингуши. Вторая включает адыгейцев, кабардинцев, черкесов. Одновременно на территории РФ встречаются народы из чукотско-камчатской группы — коряки, чукчи и представители семей, которые относятся к другой семейной принадлежности (арабы, китайцы, вьетнамцы).

Наречия в государстве

Русский язык является всеобщим средством межнациональных контактов, хотя все наречия народов признаются равноправными. Многонациональная РФ строится по территориальному признаку, но предполагает государственную целостность. В стране предусматривается единство государственной власти, но допускается разграничение полномочий между федерацией и местными самоуправленческими формированиями на местах.

РФ включает 85 региональных субъектов, 31 из которых представлены автономными областями, округами и республиками. Национальные образования охватывают 53% площади РФ, на их территории живет 26 млн людей. Русские люди составляют почти половину населения в региональных субъектах

Наречия народностей имеют различное происхождение, поэтому при проведении переписи обращается внимание на владение государственным языком.

По информации 99,4% людей в государстве могут общаться на русском диалекте. Самый высокий уровень знаний языка присутствует у русского населения, Затем следуют чеченцы, кабардинцы. По статистическим сведениям, хуже всего владеют государственным диалектом белорусы, буряты, украинцы. При опросе 93,7% людей в стране называют родным этническое наречие, а русский признают родным 5,8% населения (русские не входят в опросную группу).

Нганасаны

Нганасаны — самый северный народ Евразии. Сейчас их осталось меньше тысячи человек. Раньше они вели кочевой образ жизни, но из-за советской власти перешли на оседлый. Для охоты на диких оленей им пришлось углубиться в тундру. Женщины в посёлковых пошивочных мастерских и дома занимаются выделкой оленьих шкур и шитьем национальной обуви, сувенирных ковриков, поделок из шкур оленя, шитьем меховой одежды для промысловиков.

Произведения устного народного творчества знают почти все мужчины и женщины независимо от возраста.  Профессиональных исполнителей фольклора у нганасанов нет, все общепризнанные сказители — это простые охотники, рыболовы и оленеводы. Предания рассказывают долгими вечерами под конец рабочего дня или на отдыхе, специальных всенародных празднеств, на которых рассказчики делятся своими историями, как у уже упоминавшихся якутов или казахов, не было.

Популярны кайнгэймэкуми — состязания двух молодых людей, которые, сидя по обеим сторонам своей избранницы, сочиняли иносказательные песни, соперничая в остроумии. Тот, кто, не поняв иносказательного текста своего противника, считался побежденным и обязан был подарить победителю какое-либо металлическое украшение.

Фото: Российский этнографический музей

Кого скоро не будет?

Арчинцы. По итогам переписи населения 2010 года лишь 12 человек назвали себя представителями этого народа. Они живут на юге Дагестана. Из-за крайней малочисленности их считают лишь этнической группой, причисляют к аварцам.

Ботлихцы и галалалы, которых насчитывается по 16 человек, также утратили статус самостоятельных народов Дагестана, практически войдя в состав соседнего аварского этноса.

Водь. 73 представителя живут в Ленинградской области. В 1926 году численность этого финно-угорского народа составляла 694 человека. Родственные этносы – чудь и меря – давно исчезли, ассимилированные русскими.

Ительмены. 3093 представителя населяют Магаданскую область и Камчатку. Исконный промысел – рыболовство, как морское, так и речное. Кроме того, их предки охотились на тюленей и моржей, мясо которых употребляли в пищу, а из шкур шили одежду и обувь.

Кайтагцы. Всего 5 представителей живут в Дагестане. Утратили возможность называться народом, практически ассимилированы даргинцами.

Кереки. Только 8 представителей этой этнической группы насчитали в 2010 году переписчики, хотя в XX веке их было до 100 человек. Жили на берегу Берингова моря от Анадыря до Камчатки. Язык кереков скоро будет утрачен, письменности у них нет. Ассимилированы чукчами, потомки от смешанных браков причисляют себя к этому, более многочисленному народу.

Кеты. Около 1200 представителей населяют Енисейский, Туруханский и Эвенкийский районы Красноярского края. Традиционный промысел – охота на пушного зверя. Это те самые меткие стрелки из легенд, которые попадают белке в глаз, чтобы не испортить шкурку. Кетский язык – последний из енисейской группы, на котором еще говорят. Родственные языки – аринский, пумпокольский и ассанский – исчезли до наступленияXX века.

Нганасаны. 862 представителя, по данным переписи 2010 года, живут на полуострове Таймыр, на самом севере Евразии. Потомственные оленеводы и охотники. Нганасанский относится к самодийской группе уральской языковой семьи.

Нивхи. Устаревшее название – гиляки. У этого малочисленного народа есть шанс сохранить свой язык и культуру, поскольку их, по данным последней переписи, 4 тысячи 652 человека. Северная часть Сахалина и Хабаровский край – родные места для нивхов, которые традиционно занимаются рыбным промыслом и охотой.

Селькупы. Раньше их называли остяки-самоеды. Около 3600 представителей данного народа населяют северную часть Западной Сибири. Потомственные охотники, предки которых умели ловко управляться с луком и стрелами, а также ставить ловушки на пушного зверя. Ездили по тундре на собачьих упряжках.

Сойоты. Более 3,5 тысячи представителей живут в Бурятии. Они утратили свой язык, который относился к самодийской группе, как и нганасанский. Долгое время были ассимилированы бурятами. Сейчас пытаются возродиться как отдельный народ. В 2001 году специально для сойотского языка была разработана письменность.

Тофалары (тофы). Карагасы – устаревшее название. 762 представителя живут в Иркутской области. Их предки кочевали по северо-восточным склонам Саянских гор, занимаясь оленеводством и охотой. При советской власти перешли на оседлый образ жизни.

Чулымцы. Численность этого тюркоязычного народа резко сокращается. Если в 2002 году их насчитывалось 656 человек, то в 2010 году – всего 355. Они живут в Томской области и Красноярском крае. Русские миссионеры окрестили чулымцев в XIX веке. Придерживаются православия, хотя и с налетом шаманизма. Традиционно занимаются разведением коров и земледелием.

Водь

В Ленинградской области проживает около 70 человек, называющих себя водью – народом, относящимся к финно-угорской языковой группе. Это не помешало обзавестись им в 2002 году собственной символикой – флагом и гербом. Исследователи ассоциируют сохранившуюся до наших дней водскую народность с древним племенем водь, о котором говорили летописи XI века.
Самое первое упоминание о води найдено в Новгородской летописи и датировано 1069 годом. Великая Отечественная война нанесла огромный урон этому народу, поскольку на ареал его проживания пришлись ожесточённые боевые действия. В конце 1943 года водь, ижорцы и ингерманландские финны были вывезены в Финляндию, откуда большинство води вернулось в СССР, но было принудительно расселено по соседним областям, а позднее в Сибирь и Карелию. Лишь в 1956 году им было разрешено вернуться на родную землю.
При планировании строительства порта Усть-Луга был предусмотрен снос деревни Краколье, в промзоне должна была оказаться деревня Лужицы. С уничтожением мест компактного проживания води неизбежно погибнет её культура и язык. Жителей планируется расселить по Ленинградской области, что не оставляет шансов на сохранение языка и традиций.

Самый малочисленный народ России

К самым малочисленным народам, на сегодняшний день, можно отнести югов и урумов, которых в России насчитывается по 1 человеку. По крайней мере, принадлежность к этим народностям при последней переписи больше никто не заявил.

Юги — их исторические земли расположены в Красноярском крае в Туруханском районе, в среднем течении реки Енисей. В послереволюционные годы и до 2002-го, югов не выделяли как народ, а относили их к кетам. В 2002 году представителей этого этноса насчитывалось 19 человек, а по состоянию на 2018-й — всего один. Следует сказать, что родственные югам народы — пумпоколы, котты, арины, асаны к началу 19 века исчезли. Все они вместе с югами принадлежат к енисейским народам.

Урумы — тюркоязычные греки, являются выходцами из Милеты (Турция), которые поселились в Крыму в 8 веке до н.э. Урум (римский), как этноним, произошло от арабского, но позднее было трансформировано в иное понятие — греки, которые ассимилировались среди крымских татар. После окончания русско-турецкой войны, в 1778 г., их насильно переселили в Азовскую губернию, как христиан. Во время переписи 2002 г. отнесли себя к этому этносу 54 чел, а в 2010 — всего один.

Национальный состав населения России

В России живут сотни наций, все их перечислить невозможно. Русские составляют большинство, около 77%. Они равномерно населяют все регионы, кроме Якутии, республик Коми и Тыва, Кавказа, севера Ямало-Ненецкого автономного округа и центральной части Хабаровского края.

Татар в России — 4% (больше 5 млн человек), украинцев — 1,3%, а башкир, чеченцев и чувашей по 1%.

Коренные народы России

Коренные народы — это народы, которые жили на определенной земле до прихода туда переселенцев.

В России установлен Единый перечень коренных малочисленных народов. Туда внесены 47 этносов. Также есть отдельный перечень малочисленных народов Дагестана, состоящий из 14 этносов. Коренные народы России составляют всего 0,3% всего населения. К ним относятся, например:

  • чукчи (15 900 человек, данные за 2010 год);
  • коряки (8 000 человек);
  • нивхи (4 500 человек);
  • ительмены (3200 человек);
  • юкагиры (1 600 человек);
  • кереки (4 человека в 2010, 100 — в 1959 году).

Алюторцы — этническая группа из официального перечня коренных народов России. Жили они на севере Камчатского края. Традиционные занятия: оленеводство и рыболовство. Данный народ прекратил своё существование к 2010 году.

Правда, перечисленные народы скорее всего тоже являлись переселенцами в своё время. Кто жил до них? Загадка!

Сколько иностранцев в России?

Россия популярна среди иностранцев, особенно часто в нее приезжают из стран ближнего зарубежья:

  • Украины;
  • Таджикистана;
  • Узбекистана;
  • Казахстана;
  • Беларуси;
  • Армении;
  • Азербайджана.

В конце 2020 года в России находилось около 6,3 млн мигрантов. До начала пандемии их численность достигала 11 млн.

Коренные европейские народы России, список

Народы, поселившиеся когда -то на территориях от Карелии и Северного Поморья до побережий Черного и Каспийского морей объединяет единство религии, духовной культуры, общие языки и менталитет, однородная антропология. Не смотря на то, что они вынуждены были мигрировать по тем или иным причинам, эти народы сохранили европейский цивилизованный менталитет.

К коренным европейским народам, проживающим на территории России, относятся русские, но их состав не однороден, этнографы выделяют следующие группы:

  • Славянские народности, которые проживают в Костромской, Вологодской, Архангельской, Ивановской и Новгородской областях. Так же, на северных Тверских землях и в Карелии. Для них характерен более светлый цвет кожи и акающий говор. Они относятся к северным народам России.
  • Славяне, проживающие в Пензенской, Орловской, Воронежской Липецкой, Калужской и Рязанской областях окают в разговоре, некоторым свойственно двуязычее — это южнорусские народы.

В междуречье Волги и Оки компактно проживают маленькие группы народов, имеющие свои языки и культуру.

Их перечень:

  • казаки донские;
  • казаки кубанские;
  • камчадалы;
  • саяны;
  • полехи;
  • мещеряки;
  • поморы;
  • водь.

Что делать с этими людьми?

Сибирь

Все хорошо помнят фильм «Аватар» и того противного персонажа, который говорил, что «они сидят на моих бабках». Иногда складывается такое впечатление, что те фирмы, которые пытаются каким-то образом урегулировать отношения с людьми, проживающими в тех местах, где можно что-то добывать и продавать, именно так к ним относятся, то есть это люди, которые просто мешаются. Ситуация довольно сложная, потому что везде, во всех случаях, где происходит что-то подобное (это может быть какое-то священное озеро Ноуто, где проживают ханты или лесные ненцы, это может быть Кузбасс с его залежами угля, это может быть Сахалин с его запасами нефти), происходит некое столкновение интересов, более или менее отчетливо выраженное, между коренными малочисленными народами Севера, между местным населением, в принципе вообще всем. Потому что какая разница между тобой, аборигеном, и русским старожилом, ведущим себя точно так же, живущим на той же земле, занимающимся той же рыбалкой, охотой и так далее и точно так же страдающим от грязной воды и прочих негативных последствий добычи или разработки каких-то ископаемых. К числу так называемых стейкхолдеров, помимо аборигенов, относятся государственные структуры и сами компании, которые пытаются извлечь какую-то прибыль из этой земли.

Если ты не входишь в этот список коренных малочисленных народов Севера, то тебе будет гораздо сложнее защищать свою землю и свои права на тот образ жизни, который ты хочешь вести

Это важно – сохранять свою культуру, потому что если у тебя не будет той территории, где ты компактно проживаешь со своими соплеменниками, то будет очень сложно обеспечить твоим детям изучение родного языка, передачу каких-то традиционных ценностей. Это не значит, что исчезнет народ, пропадет, но в том, как ты воспринимаешь ситуацию, может быть такая мысль, что, если у меня пропадет язык, я перестану быть каким-то народом

Конечно, не перестанешь. По всей территории Сибири огромное количество народов Севера потеряло свои языки, но это не значит, что они не говорят ни на каком языке. Где-то родным стал якутский язык, практически у всех – русский. Тем не менее люди сохраняют свою этническую идентичность, они хотят развиваться дальше, и список дает им эту возможность.

Но здесь есть один интересный поворот, о котором пока никто не задумывался. Дело в том, что все чаще слышно среди молодого поколения у коренных малочисленных народов Севера, которое потеряло, собственно говоря, этническую специфику (они все говорят на русском языке, не носят традиционную одежду): «Мы – КМНсы, мы – КМНсы». Появляется некая общность, может быть, это сословная идентичность, как в царской России. И в этом смысле государству, видимо, имеет смысл присмотреться к тем процессам, которые сейчас происходят на Севере, и, возможно, если говорить о помощи, она может быть не конкретным этническим группам, а той новой сословной общности, которая называется коренные малочисленные народы Севера.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Tehnik Shop
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: