История развития цифрового радио
Профессиональные приемники DAB были выпущены уже в середине 90-х годов, в то время как потребительские модели появились на рынке летом 1998 года. Домашние радиостанции в обновленной версии (DAB +) были проданы в конце 2007 года. В 2016 году появился первый смартфон для поддержки DAB +: LG Stylus.
Технология Digital Audio Broadcasting не заменила аналоговые FM-трансляции. Хотя она доступна в районе, где проживает более полумиллиарда человек, количество приобретенных радиостанций DAB / DAB + оценивается более чем в 30 миллионов (данные 2014 года). Однако в Европе был достигнут значительный прогресс в строительстве инфраструктуры DAB +, поэтому в нескольких странах были разработаны планы отказа от аналогового радио. Норвегия должна отказаться от использования аналоговых FM-передатчиков в 2018 году, Швейцария может осуществить изъятия в 2020-2024 годах, а Швеция — в 2022 или 2024 годах. Деятельность автопроизводителей может помочь в популяризации цифрового наземного радиовещания — некоторые из них предлагают радиостанции DAB / DAB + в качестве стандартного оснащения либо опции. В отличие от оцифровки телевидения Европейский союз не требовал от стран-членов отключить аналоговый сигнал, но, возможно, в будущем будет принято решение ЕС относительно оцифровки радиоприемников — в 2015 году оно обратилось за поддержкой к комиссии Европейской организации WorldDMB, способствующей внедрению DAB / DAB +.
Адаптер для подключения DAB в автомобиле
В дополнение к DAB + существуют и другие цифровые технологии, в которых заинтересованы вещатели, такие как радиопередачи, входящие в состав цифровых телевизионных пакетов (наземный DVB-T, спутниковый DVB-S и кабельный DVB-C). Интернет-радио также динамично развивается. В некоторых странах, кроме DAB +, частично соблюдающих стандарт DMB (который дополнительно позволяет излучать видеоматериалы), стандарты DAB + DVB-H, DVB-SH и DRM + также были полностью разработаны.
Критика системы
Хотя кодек HE-AAC v2, используемый в DAB +, обеспечивает лучшее качество звука, чем другие решения, используемые для эффективного сжатия вещательного материала, многие вещатели транслируют свои программы с более низким, чем рекомендуется, битрейтом. Например, немецкий Radio Horeb передает по 48 кбит / с, а некоторые музыкальные программы (в том числе BBC Asian Network) транслируются в Великобритании по 64 Кбит / с mp2, что соответствует примерно 50 кбит / с в стандарте mp3. Это число означает в семь раз меньшую скорость передачи данных, чем трансляция лучшего качества, доступная на веб-сайте отправителя, имеющее качество 360 кбит / с. Кроме того, в отличие от программ FM-станций, которые могут быть приняты с шумами и помехами при приеме сигнала, потеря цифрового радиосигнала вызовет полное прерывание приема. Большее распространение, чем в FM, также имеют сбои, связанные с движением.
Система ЭВРИКА-147/ DAB
Система «Эврика-147/ DAB» пригодна для организации наземного, спутникового и кабельного вещания и обладает следующими техническими преимуществами:
- высокое качество звуковоспроизведения (на уровне проигрывателей компакт-дисков);
- передача цифрового сигнала требует меньшей мощности, чем передача аналогового, а качество звучания остается неизменным начиная с момента, когда прием сигнала вообще становится возможным.
- возможность передачи в узкой полосе частот шириной 1,54 МГц шести стереопрограмм (с качеством, характерным для проигрывателя компакт-дисков) совместно с разнообразной дополнительной информацией;
- для каждого канала выделяется своя полоса частот и качество передачи можно динамически регулировать в месте, откуда ведется передача.
- возможность охвата вещанием больших территорий (в том числе территории всей России) путем организации одночастотных сетей (то есть сетей, состоящих из передатчиков, работающих в синхронном режиме на одной и той же частоте) или непосредственно вещания с искусственных спутников Земли;
- возможность передачи электронных газет, факсов, изображений, бизнес информации, телевизионных сигналов и т.д. («радиомультимедиа»);
- возможность приема программ наземного и непосредственно спутникового вещания на радиоприемники с ненаправленными штыревыми антеннами в домашней обстановке, в движущемся автомобиле или в походных условиях;
- высокая устойчивость к воздействию помех и, в частности, помех многолучевого распространения, позволяющая добиться стабильного приема даже при быстром перемещении автомобилей в городских районах со сложной многоэтажной застройкой;
- наличие специальных каналов для передачи информации ограниченному кругу пользователей (закрытые каналы с паролем или пейджинг);
- возможность использования универсального приемника при реализации наземного спутникового, гибридного и кабельного вариантов вещания.
Функции RDS радио
Большинство наших соотечественников привыкло к тому, что RDS передает только ограниченный перечень информации, касаемо прослушиваемой передачи. Но на самом деле это не так, функций у этой системы предостаточно, вот лишь некоторые из них:
- Автоматическая перенастройка на оптимальное качество приема сигнала. Это так называемая функция AF. Ее суть заключается в том, что когда Вы выезжаете из зоны уверенного приема, магнитола автоматически перенастраивается на новую частоту, где передают аналогичный сигнал. В качестве примера можно привести региональные версии радиостанций, пересекая границу с новой областью Ваш приемник автоматически переключится на ту частоту, на которой вещает радиостанция в данном регионе.
- Распознавание дорожных сообщений. Данная функция обычно обозначается как TP и TA. Она позволяет водителю все время быть в курсе дорожной обстановки, включая те радиостанции, на которых в данный момент передают сводку автомобильных происшествий. При возникновении пробок и заторов на пути следования, Ваша магнитола сама предупредит о необходимости корректировки маршрута.
- Поиск информации определенного содержания. Хотите послушать финансовую сводку с биржевых рынков или узнать прогноз погоды на завтра? Это легко можно сделать с функцией PTY. Система сама найдет заданный тип передачи и в нужный момент сменит станцию. Это избавит Вас от долгих утомительных поисков, которые выполнять за рулем абсолютно небезопасно.
- Выравнивание громкости. Наверняка многие сталкивались с проблемой, неравномерности громкости звука в различных типах радиопередач — негромкое обсуждение в студии прерывается оглушающей музыкальной композицией и наоборот. Функция под названием MS призвана исправить это недоразумение, магнитола автоматически подстраивает громкость в зависимости от того, что передают в данный момент в эфире.
- Установка времени и даты. Бывает, что часы в Вашем радиоприемники начинают отставать или вовсе сбиваются с корректной даты. В этом случае система RDS их автоматически настроит. Кроме того, сигналы точного времени будут периодически отображаться на экране автомагнитолы.
- Повышение точности GPS позиционирования. При помощи передачи специальных сигналов система RDS позволяет существенно снизить расхождения с реальной ситуацией на дороге.
Дайте ему время и свободу.
Когда мы влюбляемся в кого-то, хотим проводить с ним всё свое время.
Это естественно, но при этом возникает ощущение, что свободы — намного меньше. А для парней она — жизненно необходима.
Поэтому вместо того чтобы проводить с ним все выходные, сошлитесь на то, что договорились о встрече с подругами, и повеселитесь где-то.
Не проводите с парнем всё время — это пойдёт на пользу обоим. Вы сможете расслабиться и встретиться с друзьями, а он — осознать, как скучает.
Дайте ему время и свободу, и увидите, что парень захочет проводить с вами ещё больше часов и дней. Кроме того, ему будет любопытно, как вы проводите время и с кем.
Встречайтесь с другими людьми и помните, что не обязаны ему ничего объяснять. Если хочет узнать, где вы, пусть позвонит и спросит.
Как это работает
К сожалению, разные стандарты несовместимы между собой.
Европейский DAB представляет собой MP2 или AAC поток, передаваемый с помощью ODFM в каналах c частотами от 174 до 239МГц. Максимально возможно более 30 каналов, ширина каждого около 1.5МГц, в канале может одновременно передаваться несколько станций. Согласно Википедии, использование DAB при использовании битрейта 192kbps в 3 раза эффективнее по числу станций, чем у обычного FM.
Спектр одного канала DAB на экране SDR выглядит так:
Для сравнения, так при том же масштабе, выглядят FM-станции:
В американском HD Radio пошли по другому пути — цифровые каналы добавили «сбоку» к уже имеющимся FM-станциям. Это позволило не выделять новые частоты и оставить совместимость со старыми приемниками. Минус в том, что в крупных городах FM-эфир и так уже занят. С другой стороны, даже максимальное число в 50 станций для FM это вполне неплохо, слушателям больше скорее всего и не надо.
Спектр HD Radio выглядит так (скриншот с youtube):
Китайский CDR решил копировать американский подход, увы, моего нулевого знания китайского недостаточно чтобы найти по нему более подробную информацию.
Что касается приемников, то их цена на amazon составляет от 30$ за самые простые модели, до >100$ за более продвинутые с тачскрином, Wifi или цветным экраном.
Но «чукча не читатель», так что тестовое радио в формате DAB/DAB+ мы запустим сами. HD Radio запустить увы, не выйдет, формат закрытый, и доступных кодеров для него нет.
Цифровое радиовещание
Стандарт DRM (от англ. DigitalRadio-Mondiale) был разработан с целью замены системы аналогового радиовещания с амплитудной модуляцией (АМ) на коротких волнах, хотя также может быть успешно использован как на длинных, так и на средних волнах. DRM подразумевает использование того же частотного плана, который существует в указанных диапазонах при аналоговом АМ-радиовещании. DRM является системой монофонического радиовещания (один звуковой канал), однако при использовании более широкой полосы частот радиоспектра (отличной от принятого частотного плана), можно организовать передачу стереофонической программы (два канала).
Первые опытные зоны DRM-радиовещания были организованы в некоторых странах еще в 2003 году. В настоящее время есть страны, где DRM-вещание осуществляется на регулярной основе. Основной проблемой, мешающей распространению стандарта DRM в мире, является недоступность приемников и их относительно высокая цена.
В 2007 году была представлена модификация стандарта под названием DRM+, предназначенная для использования в диапазоне УКВ и замены аналогового FM-радиовещания. DRM+ позволяет организовать не только цифровое стереовещание, но и многоканальное звуковое вещание (surround-sound). В настоящее время в некоторых странах, включая Бразилию и Германию, организованы опытные зоны вещания в стандарте DRM+, однако о ведении где-либо регулярного вещания автору данной статьи не известно.
В статье описываются примеры построения систем цифрового радиовещания в соответствии со стандартом DRM (DRM30) и содержится обзор доступного на рынке DRM-оборудования.
Тестирование
Перейдем наконец, к практической части, т.е. к тестированию. В России DAB пока не работает, так что будем использовать SDR-записи c голландского мультиплекса. Желающие из других стран тоже могут присоединиться и выслать мне записи в формате IQ, я их обработаю и сделаю сводную таблицу. Чем вообще можно послушать DAB? Т.к. стандарт цифровой, то декодировать его можно с помощью компьютера и rtl-sdr приемника. Есть две программы — qt-dab и Welle.io, обе умеют работать с rtl-sdr.Qt-dab выглядит как курсовая работа студента, и автор явно не заморачивался с дизайном — шрифты не влезают в контролы, окна не масштабируются. Но для нас самое главное то, что она позволяет читать и писать IQ-файлы.Welle.io пока еще в стадии бета-версии, однако работает она гораздо лучше и декодирует более качественно. Также есть возможность вывести довольно много дополнительной отладочной информации: Но welle.io пока не умеет работать с iq-файлами, так что будем использовать Qt-dab. Для тестирования я загрузил 3 файла на cloud.mail.ru, каждый содержит минутную запись DAB-мультиплекса, размер файла около 500Мбайт (таков размер IQ-записей для SDR с шириной полосы 2.4МГц). Открыть файлы можно в Qt-dab, ссылка на скачивание которого приведена выше.Файл-1: DAB-8A.sdr — cloud.mail.ru/public/97hr/2QjuURtDq. Мультиплекс 8А работает на частоте 195.136МГц и содержит 16 станций. Битрейт всех станций составляет 64Kbps.Файл-2: DAB-11A.sdr — cloud.mail.ru/public/3VVR/2mvjUjKQD. Мультиплекс 11А на частоте 216.928МГц. Он содержит 6 станций, с битрейтом 48, 48, 48, 48, 64 и 48KBps соответственно.Файл-3: DAB-11C.sdr — cloud.mail.ru/public/3pHT/2qM4dTK4s. Мультиплекс 11С на частоте 220.352МГц, содержит также 16 станций. Битрейты всех станций составляют соответственно: 80, 80, 80, 80, 56, 96, 80, 64, 56, 48, 64, 64, 64, 96, 80 и 64Kbps. Как можно видеть, с количеством станций проблем нет, но основной проблемой является низкий битрейт. Что касается самого контента, вкусы разные и обсуждать я его не буду, желающие могут скачать файлы и послушать самостоятельно. В записях приведены не все мультиплексы, но общая идея, надеюсь, ясна.
Покупаете новое радио? Вам может понадобиться новая антенна
В 2012 году мне посчастливилось приобрести новую автомобильную стереосистему в комплекте с DAB-приемником и головным устройством. Наконец-то я смог насладиться цифровым радио в моей машине!
Ну, почти.
Проблема в том, что в старых автомобилях встроенная антенна часто не подходит для цифровых радиосигналов. Это может быть из-за плохого качества антенны. Более вероятно, однако, это будет потому, что цифровой сигнал фильтруется между антенной и задней частью вашего аналогового автомобильного радиоприемника.
Чтобы преодолеть это, есть пара вариантов. Одним из них является установка адаптера, который сохраняет цифровой сигнал и разделяет его на отдельный разъем для вашего нового цифрового радиоприемника. Вы можете приобрести их относительно недорого в Интернете (например, на Amazon, eBay или в специализированном магазине), но вам следует изучить модель автомобильной стереосистемы, чтобы выбрать подходящий адаптер. Также помните, что такое оборудование может быть ненадежным.
Второй вариант — установить новую антенну, предназначенную для сбора цифровых сигналов. Это может быть антенна, которая поставляется вместе с вашим новым приемником (именно так я решил мою проблему с приемом), или, если такого оборудования не было в комплекте, вам, возможно, придется потратить деньги на антенну стороннего производителя. Для достижения наилучших результатов избегайте установки на стекло ( как показано на рисунке выше от Amazon ) или внутренних антенн в пользу тех, которые можно устанавливать снаружи с помощью магнита или с небольшими изменениями в конструкции кузова вашего автомобиля.
Если вы ранее использовали смартфон для потоковой передачи цифрового радио в Интернете, вы уже будете знать, что есть области, где сигнал может выпасть. То же самое относится и к цифровому радиоприемнику, поэтому тратить время и деньги на получение наилучшего приема вполне стоит.
«ХМ» или «Sirius»
Цифровое спутниковое вещание создавалось, прежде всего, в расчете на автомобилистов. В продаже встречаются и «домашние» приемники, но большинство подобных устройств рассчитано на использование в машине. Для приема спутникового радио в движении необходимы цифровой ресивер, который может входить в состав магнитолы, дешифратор (его код слушатель получает после внесения абонентской платы) и антенна. Такую аппаратуру выпускают практически все известные мировые производители. Но некоторые из них (например, «Blaupunkt», «Clarion», «JVC», «Kenwood» и «Panasonic») поддерживают «Sirius», а другие («Alpine» «Pioneer» и «Sony») ставят на своих изделиях логотип «ХМ». На некоторых головных устройствах написано «Sirius ready» или «ХМ ready» — это значит что спутникового цифрового приемника в них нет, но предусмотрен специальный вход для подключения внешнего ресивера, который приобретается отдельно. Такие магнитолы частенько встречаются в России. Но покупать их нет никакого смысла. Скорее наоборот — символ спутниковой радиостанции на лицевой панели красноречиво свидетельствует о том, что этот аппарат не сертифицирован для применения в нашей стране.
Автопроизводители тоже оказались не единодушны в своих предпочтениях. Приемниками «Sirius» серийно оборудуются модели (напомним — предназначенные для рынков США и Канады) «Aston Martin», BMW (и «Mini»), «Chrysler», «Ford», «Jaguar», «Mazda», «Mitsubishi», «Nissan», «Porsche», «Toyota», «Volkswagen» и «Volvo».
А на автомобили «Honda» и «Acura», равно как и «General Motors», устанавливается аппаратура с логотипом «ХМ Radio». Хотя, повторим, устройства двух конкурирующих фирм чаще всего взаимозаменяемы…
А что еще предлагалось
На сайте Российской академии радио (РАР) опубликован еще один вариант предлагаемого решения для организации цифрового радиовещания в России. Он создан на основе наработок индийского регулятора телекоммуникационного и вещательного рынка TRAI (Telecom Regulatory Authority of India). 1 февраля 2018 года TRAI выпустил рекомендации по развитию цифрового радиовещания в FM-диапазоне.
В них говорится о выборе технологии DRM+ и возможности запускать цифровой сигнал в названной технологии в полосе частот, на которой работают действующие аналоговые радиостанции диапазона FM.
В основе такого решения заложены выводы Международного Союза Электросвязи ITU-R BS. 1114-8 (06-2014). Речь идет о том, что при нахождении сигнала DRM+ не менее чем на 150 кГц левее или правее от частоты FM-радиостанции цифровой сигнал не будет являться помехой при приеме аналогового вещания. Для этого его мощность должна быть ниже на 20 дБ, что позволяет покрыть аналоговым и цифровым сигналом примерно равную территорию.
Предлагаемое решение выглядит красивым и изящным – возможность вещать в формате DRM+ между обычными FM-станциями. Понятно, что желательно при этом отдавать приоритет в виде цифровых частот уже действующим вещателям. Технология DRM+ позволяет в одном пакете транслировать три аудиоканала с цифровым качеством.
При этом не упраздняется традиционное FM-вещание, ведь парк обычных радиоприемников у населения огромен. К аналоговому вещанию лишь добавляются трансляции в “цифре”. Вопрос только один: захотят ли радиохолдинги пойти на такое предложение? В принципе, их и так все сейчас устраивает, особенно в малых городах и населенных пунктах. Данный вариант наиболее эффективен там, где существует дефицит частот для развития вещания.
Технология
Идея цифрового радио стала зарождаться в конце 80х, когда стало ясно что «места» в обычном FM-диапазоне всем желающим уже не хватает — в крупных городах свободный спектр в диапазоне 88-108МГц был исчерпан. В этом плане DAB считался неплохой альтернативой — это цифровой стандарт, в котором за счет более эффективного кодирования, можно разместить больше станций. В первой версии DAB использовался кодек MP2, во второй версии (DAB+) более новый HE-AAC. Сам по себе стандарт по современным меркам весьма старый — первая станция DAB заработала в 1995 году, а станция DAB+ в 2007м. Причем, «возраст» стандарта это в этом случае даже скорее плюс чем минус — сейчас нет проблемы купить радиоприемник на любой вкус и кошелек.
Отличий DAB от привычного FM довольно-таки много. И дело даже не в том, что один это «цифра», а другой «аналог». Отличается сам принцип передачи контента. В FM каждая станция вещает самостоятельно, а в DAB+ все станции объединены в «мультиплекс», в каждом из которых может быть до 16 станций. Предусмотрены разные частотные каналы, так что разные страны могут выбрать те, которые свободны от других служб.
С точки зрения бизнеса, это отличие вызывает ряд споров у вещателей, относительно того как вещать в мультиплексе. Раньше вещатели сами получали лицензию на частоту, покупали антенну и передатчик, сейчас лицензия будет выдаваться оператору мультиплекса, а он уже будет арендовать каналы радиостанциям. Лучше это или хуже, сказать сложно, кому-то удобнее иметь все свое, кому-то удобнее аренда.
Кстати, в этом плане, DAB имеет огромный и жирный минус для слушателя — цена аренды мультиплекса зависит от битрейта. И если выбрать между 192 и 64kbps… всем я думаю, понятно, что будет выбрано. Если в FM вещать с плохим качеством довольно сложно, то в DAB это даже поощряется экономически (понятно что это не вина разработчиков стандарта, но тем не менее). Российские цены пока разумеется, неизвестны, а английские для примера, можно посмотреть здесь.
С точки зрения технической, мультиплекс DAB+ представляет собой широкополосный сигнал, с шириной спектра порядка 1.5МГц, который хорошо виден с помощью RTL-SDR приемника.
Более подробное описание в PDF можно найти здесь.
Краткое описание стандарта DAB
Комплекс стандартов DAB определяет способы передачи информации, области занимаемых частот, набор сервисных услуг и методы их предоставления и т.д. Системное построение и технические характеристики системы регламентированы в принятом в 1995 г. и дополненном в 1997 г. европейском телекоммуникационном стандарте ETS 300401.
Принцип транслирования DAB-радиопрограмм принципиально отличается от рассмотренных систем радиовещания. Уже не одна, а несколько различных программ объединяются в единый блок, называемый ансамблем (ENSEMBLE, или MULTIPLEX) и передаются на одной несущей частоте. Каждый ансамбль может состоять из 6 основных программ, а также дополнительных данных, связанных с программами.
Для передачи цифровой эфирной информации определено использование системы COFDM (Coded Orthogonal Frequency Division Multiplexing). Эта система предполагает дискретизацию аналогового потока не только по времени, но и по частоте.
Полученные элементы оцифровываются, определенным образом перемешиваются и затем модулируют совокупность несущих, количество которых определяется мощностью передаваемого информационного потока (в стандарте DAB может использоваться от 192 до 1536 несущих). Расстояние между несущими выбирается таким образом, чтобы пересечение спектров соседних несущих не создавало помех при демодуляции, то есть чтобы выполнялось условие их ортогональности.
Дополнительная дискретизация по частоте позволяет применять перемешивание и сверточные коды, повышающие устойчивость информации к помехам.
Еще одной существенной особенностью системы COFDM является использование защитного интервала между передачей отдельных символов. Этот интервал перекрывает предполагаемое время появления отраженного сигнала символа, что снижает чувствительность к помехам, вызванным многолучевым распространением радиоволн.
Количество несущих, расстояние между ними, длина защитного интервала и значение FEC (степени защиты за счет применения сверточного кодирования) являются переменными величинами. Использование такой системы передачи обеспечивает возможность чистого приема в местах плотной городской застройки.
Еще одним важным плюсом применения COFDM является высокое качество мобильного приема, одной из основных проблем которого является сложность адаптации приемника к постоянному изменению мощности сигнала из-за изменения конфигурации отраженных сигналов.
Специфика компоновки и передачи цифрового материала позволяет пересылать в общем потоке любые виды оцифрованной информации, при условии, что они не требуют широкой полосы частот. Это может быть текст, графика или даже движущиеся картинки.
Система Эврика-147/DAB подвергалась лабораторным и полевым испытаниям при работе в диапазоне частот 1452-1492 МГц (L-диапазон). При испытаниях применялся режим II, что соответствует наличию 384 несущих в передаваемом радиосигнале.
Кодирование цифровых звуковых сигналов в данной системе производилось кодерами MUSICAM при скоростях цифровых потоков на выходах кодеров от 192 кбит/с до 256 кбит/с на один стереосигнал.
Система проверялась на способность передавать пять стереоканалов: один — со скоростью 256 кбит/с, два — со скоростью 224 кбит/с, два — со скоростью 192 кбит/с. Имелась возможность, в дополнение к пяти сереоканалам, передать один моноканал со скоростью 64 кбит/с и два канала данных со скоростями 64 и 24 кбит/с, соответственно.
В DAB сигнал, прежде чем поступить на передатчик, проходит несколько стадий обработки. Структура передающего тракта такова: Сигналы отдельных каналов поступают на входы кодеров, где происходит оцифровка и сжатие информации по стандартам MPEG1 или MPEG2.
Сигналы с кодеров каналов поступают на групповой мультиплексор, который формирует последовательный поток битов с временным мультиплексированием, состоящий из кадров длительностью 24, 48 или 96 мс (модели DAB I, II, III, IV).
В этот поток включаются данные скоростного канала информации (FIC), которые используются приемником для идентификации каналов. Сигнал с выхода мультиплексора поступает на вход СОFDM-модулятора, который добавляет информацию для коррекции ошибок, защитные интервалы и данные, идентифицирующие передатчик.
После этого осуществляется быстрое преобразование Фурье и кодирование I/Q символов. Кодированные данные поступают на высокоскоростной цифро-аналоговый преобразователь, который формирует модулированный сигнал ПЧ. Частота сигнала ПЧ конвертируется в частоту, присвоенную каналу, и сигнал усиливается до необходимого для трансляции уровня мощности.
Как обстоят дела с DRM-вещанием?
Напомним, что еще в 2009 году при запуске программы цифровизации в федеральной целевой программе (ФЦП) “Развитие телерадиовещания в РФ на 2009–2015 годы”, утвержденной в сентябре 2009 года, предлагалось сделать базовым формат DRM (Digital Radio Mondiale). Он должен был внедряться для организации цифрового вещания в диапазонах длинных, средних и коротких волн.
Правительством России в 2010 году было издано по этому поводу распоряжение от 28 марта 2010 г. N 445-р, в котором Минкомсвязи России, Минпромторгу России и Ростехрегулированию было поручено организовать в 2010–2011 годах разработку и обеспечить утверждение национальных стандартов системы Digital Radio Mondiale.
Главной целью предлагаемого перехода на цифровое радиовещание в формате DRM ставилось резкое улучшение качества приема (не хуже действовавшего на тот момент вещания в УКВ-диапазоне) по сравнению с традиционным аналоговым радиовещанием в диапазоне коротких волн. Результат ожидался следующий – перевод коротковолновых трансляций из чисто информационных в разряд художественно-информационных. Это позволило бы охватить качественным вещанием огромную территорию нашей страны. Кроме того, вещание в этом формате требует передатчиков меньшей мощности по сравнению с аналоговым.
Были накоплены достаточно серьезные наработки: к примеру, в 2003 году Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) приняла решение “Об организации опытных зон экспериментального цифрового звукового радиовещания стандарта DRM”. Тестовые трансляции были организованы на действовавшей тогда службе иновещания нашей страны – радиостанции “Голос России”. С 2003 года в стандарте DRM в диапазоне коротких волн выходили в эфир программы на четырех языках: русском, английском, немецком и французском для ближнего и дальнего зарубежья, их объем достигал 32 часов в сутки. В конце июля 2015 года в Санкт-Петербурге проводилось экспериментальное вещание “Радио Маяк” на частоте 67,46 МГц в цифровом формате DRM+ с мощностью 250 Вт.
Впоследствии получилось так, что с 2012 года силы и средства были переброшены для развития программы цифрового телевидения в России, а задача по развитию “цифры” в радиовещании из ФЦП была изъята. Вскоре после этого государственное вещание в диапазонах длинных, средних и коротких волн было прекращено.