Разбираемся в 3d‑профессиях

Какие профессии во взрослой жизни выбирают геймеры: топ-8 специальностей

Определитесь с желаниями

В первую очередь следует понять, что вы умеете и с чем хотите работать, ведь игровая индустрия испытывает потребность в широком спектре специалистов. По словам Антона Токарева, ведущего технического дизайнера в Apella Games, в списке наиболее востребованных профессий лидируют программисты — это примерно 30% от общего числа требуемых кадров. За программистами следуют художники: по оценке Токарева, потребность в них немного превышает 25% от общего количества вакансий в геймдеве.

Оставшиеся 40–45% техдизайнер Apella Games оставляет специалистам прочих направлений, выделяя среди них саунд‑дизайнеров, по его мнению наименее востребованных. Впрочем, спикер отмечает, что крупный проект вполне может испытывать и острую нужду в специалистах по работе со звуком, сопоставимую с потребностью в художниках.

Оценки Антона Токарева близки, например, к соотношению вакансий на Games Industry, где на момент написания статьи из почти полутора тысяч вакансий 535 — программисты, 440 — художники, а запросов на все остальные специальности в сумме немногим более пятисот.

Спикер также заострил внимание на том, что потребность в разработчиках игр — это, в первую очередь, потребность в специалистах, нередко узкопрофильных

Неважно, есть ли у вас навыки в той или иной области, или вы только хотите их приобрести, к выбору специальности нужно подходить с учётом сказанного выше

Не стоит забывать и о том, что перечисленные профессии делятся на множество специализаций. К примеру, программист может владеть разными языками программирования, а художник — работать с 2D или с 3D. Кроме того, не стоит игнорировать собственные желания, ведь у новичка в геймдеве есть возможность выбрать направление, в котором можно развивать навыки.

О наиболее востребованных и перспективных профессиях в игровой индустрии нам рассказал Сергей Гиммельрейх, R&D‑эксперт и геймдизайнер в компании Creative Mobile:

«Полагаю, все направления деятельности, как‑то связанные с разработкой игр, сегодня испытывают недостаток в людях. Динамика развития индустрии крайне высокая, за ней не поспевает образование, которое, по идее, должно покрывать недостаток в профессиональных ресурсах. Опять же, есть особые специализации, в которых особенно не хватает грамотных людей, — например, геймдизайн, — и тут проблема в том числе в отсутствии нормального профильного образования и достаточно развитой теоретической базы».

VFX‑художник

VFX‑специалисты создают визуальные эффекты, например: взрывы, разрушения, жидкости, частицы и даже разломы в земле. Художники, работающие в этом направлении, чаще всего выбирают себе узкую специализацию; скажем, моделирование твёрдых тел — в этом случае они занимаются симуляцией разрушений.

VFX‑художники также могут прорабатывать симуляцию волос и шерсти — на этом специализируются грумеры. Другой профиль — имитирование тканей и жидкости. Ярким примером использования обеих техник является анимационный фильм «Зверополис». Все персонажи в нём — звери с шерстью, но при этом в одежде.

Для расчёта задач, связанных с эффектами, VFX‑художнику необходимо владеть знаниями в областях математики и физики. Так, если речь идёт о создании воды в реке с течением разной силы, текущей по неравномерному ландшафту и переходящей в водопад, потребуется физически достоверная симуляция и понимание режимов движения жидкости.

Что делать, если уже есть опыт в смежных сферах?

По мнению Олега, вышеописанный путь подходит не только новичкам без образования, но и людям постарше. Тем, кто успел построить карьеру в смежных отраслях, но понял, что хочет делать игры. Впрочем, все равно лучше прокачать навыки, актуальные для геймдева, уточняет Сергей Мелешко.

«Допустим, у вас есть опыт в смежных областях. Например, в IT, где вы программировали на С, но теперь хотите в геймдев. Для этого неплохо подучить С++/С# и разобраться с игровыми движками, которых чуть выше говорил Владимир. Также тут будет необходимо вспомнить курс линейной алгебры, тригонометрии и так далее. Если же вы занимались тестированием, то хорошо бы подтянуть свои знания в тестировании на консолях и смартфонах», — рассказывает HR-директор 4Friends.

Что делать, если текущая занятость формально далека от геймдева? В таком случае, объясняет Сергей, нужно понять, какая сфера вам ближе. Возможно, ваш опыт все же можно приспособить для индустрии. «Например, если вы занимаетесь текстами, то можно перейти в нарратив. Если веб-дизайном — то в UI/UX. И так далее. Главное — определить для себя свои компетенции и где их можно применить в геймдеве», — объясняет HR-директор.

Но, по словам другого собеседника, из внешних рынков в геймдев берут как правило на джуниорские позиции. «В целом, игровая индустрия старается искать людей внутри. Геймдев — динамичная среда, поэтому набирать людей снаружи чаще всего затратно. Но спрос на людей очень высокий, он превышает предложения от кандидатов, поэтому смотрим и снаружи. В основном «со стороны» приходят разработчики, аналитики, финансисты и те, кто работает с людьми. Иногда — специалисты по трафику, художники и менеджеры проектов (правда, это будет junior-позиция). Крайне редко — гейм-дизайнеры, продюсеры, бренд-менеджеры, PR-менеджеры. Ну и почти никогда не берем извне руководителей», — объясняет директор по обучению и развитию в 101XP.

Моушн-дизайнер

Александр Карташов, RPG Gardariki, партнеры конкурса «Начни игру»

Для работы моушн-дизайнером полезны навыки анимации, вёрстки видео, работы с 3D-графикой (текстурирование, моделирование и т.д.), программирование, создание визуальных эффектов. Профессия подойдет людям, которые готовы учиться новому и которые комфортно ощущают себя с информационными технологиями.

Необходимый софт — любые 3D пакеты (Blender, Maya, Zbrush, C4D, UE), программа для верстки и обработки видео (Adobe After Effects, Photoshop). Я, например, работаю на движке Unreal Engine 5 + Blender и Adobe After Effects.

Gardariki

Получите работу в игровой студии в должности, не связанной с играми

Имеется множество рабочих мест, чтобы управлять успешной игровой студией, и многие из этих вакансий непосредственно не связаны с разработкой игр. Даже если вам никогда не приходилось заниматься разработкой видеоигр, вы все равно можете подать заявку на работу в игровой студии на должности, не связанной с разработкой, например в области IT, разработке инструментов или другого вспомогательного персонала.

Можно иметь навык в разработке баз данных и получить свою первую работу в игровой индустрии в роли неигрового разработчика.
  Можно хорошо уметь разрабатывать веб-сайты и попасть на должность разработчика сайтов для игр.
Небольшие игровые студии не имеют такого большого количества персонала, поэтому сосредоточьте своё внимание на крупных студиях и издательствах. Чем больше студия, тем больше рабочих мест, одно из которых можете занять и вы.

Попадите на стажировку с студию видеоигр

Если у вас есть навыки, которые можно использовать в разработке игр, например, в программировании, иллюстрации или звуковом дизайне, то вы сможете получить работу в игровой студии, даже если вы никогда не создавали игр. Не во всех студиях есть «официальная» программа стажировки разработчиков игр, но большинство из них готовы принять за небольшую плату (или бесплатно) начинающего разработчика, который сможет помочь им закончить новую игру.

Вы хотите работать в геймдеве, а игровые студии хотят недорогих работников. Свяжитесь с игровой студией в вашем городе и узнайте, есть ли у них стажировка — это может оказаться идеальным решением.

Ступеньки карьеры и перспективы

Гейм-дизайнеры могут начать свою карьеру в любительских проектах или с позиции тестера. При приеме на работу кандидату на должность гейм-дизайнера дают тестовое задание, уникальное для каждой студии. Как правило, это часть работы, которую предстоит выполнять  в дальнейшем. Для выполнения задания дается несколько дней. После успешного выполнения задания кандидат либо проходит собеседование, либо выполняет дополнительное тестовое задание.

Гейм-дизайнеру желательно иметь высшее образование – техническое в области программирования. Высоким спросом на рынке труда пользуются гейм-дизайнеры с дополнительными полезными навыками – рисования, 3D-моделирования – и знанием языков программирования и скриптов.

Знаменитые и великие разработчики компьютерных игр

Том Холл, Джон Ромеро, Пауль Джаквейс, Тим Виллитс и Ричард Бейли Грей aka Levelord, Джуд Адамсон, работавшая над эффектами в фильмах Pig in the City, Stuart Little, The Sixth Day, Cats & Dogs, Harry Potter и Scooby-Doo.

Неофициальный профессиональный праздник геймдизайнера отмечается 6 августа.

Специфика профессии

Для создания простых игр разработчику достаточно знать программирование на популярном в геймдеве языке, но если он хочет зарабатывать больше на сложных, масштабных проектах, то много времени придется уделять получению новых знаний:

  • инструмент Unity и другие движки, которые необходимы для создания 2D- и 3D-игр;
  • объектно-ориентированное программирование;
  • языки программирования C#, C++, Java и другие;
  • оптимизация 2D- и 3D-игр;
  • 3D-редакторы;
  • этапы проектировки игрового процесса, прорисовки, визуализации, анимации, физики и других аспектов игры; 
  • основы разработки игр для мобильных устройств и многое другое.

Разработкой игр могут заниматься дизайнеры мобильных приложений, графические дизайнеры и другие профессионалы из сферы IT. Недостающие знания и навыки можно получить, пройдя короткий подготовительный курс.

Специализации gamedev-программистов

Gamedev – универсальный специалист, который должен уметь создавать анимацию, визуальные эффекты, концепцию игры, дизайн, знать основы моделирования и юриспруденции. Да, геймдев-разработчик, если он работает на себя, должен уметь не только защитить, но и запатентовать разработанную игру или ПО для нее.

Это пока преобладающий на российском рынке геймдева подход к определению обязанностей разработчика игр и пониманию его задач.

В западных gamedev-компаниях у разработчиков игр обычно разные профессиональные роли:

Gameplay Developer – разрабатывает механику. Геймплеи работают в тандеме с гейм-дизайнерами, поставляющими механику.

Engine Developer – программирует движок: пишет утилиты, инструменты для других разработчиков, отвечает за SDK-интеграцию.

Graphics Programmer – обеспечивает качество игровой картинки, работает с низкими уровнями OpenGL, DirectX. Программист игровой 3D-графики пишет шейдеры, оптимизирует графику продукта под разные устройства – планшеты, смартфоны, ПК.

Animation Developer – разрабатывает анимационные системы, занимается скелетной анимацией (Skeletal animation), пишет утилиты для аниматоров и разработчиков. Обычно нужен в gamedev-студиях, работающих с кастомными движками (Deep Silver, Ubisoft, Gameloft и др.).

Tools Developer – пишет на фреймворке Qt или внутри движка тулзы (небольшие вспомогательные программы, утилиты) для гейм-дизайнеров.

UI Developer – совершенствует интерфейс, например, создает меню, продумывает переходы между ними. Из более сложных задач – разработка кастомизации (индивидуальной настройки на вкус пользователя) внешнего вида игрового персонажа.

Audio Developer – занимается звуком, создает всевозможные саунд-эффекты (шум воды, гром, эхо и т. д.) Эта специализация набирает популярность с развитием технологий VR (виртуальной реальности), в которой нужен трехмерный звук.

Client Developer – программирует верхний интерфейс, пишет клиентский код, который обрабатывает события в игре. Игровой клиент используется в основном в многопользовательских играх, он подключает каждого пользователя к основному игровому серверу. Этот сетевой клиент собирает данные о счете, статусе игрока и т. д. и отправляет их на главный игровой сервер, чтобы он показывал каждого геймера в игре. Задача Client Developer′а – сделать так, чтобы все это правильно работало на разных платформах.

Back-end Developer – разрабатывает серверную часть игры, создает и поддерживает масштабируемые архитектуры сервера: профили игроков, лидерборды, кланы и др. Занимается парсерами, сбором данных, но не касается непосредственно игры.

DevOps Developer – одна из новых gamedev-специализаций. Задача девопса – микросервисы. Он работает с игровыми онлайн-сервисами (например, Battle.net от Blizzard Entertainment или Ubisoft Connect (бывший Uplay), через которые пользователи могут обновлять и покупать игры, вместе играть через интернет).

В странах СНГ принято считать, что один gamedev-разработчик должен обладать компетенциями всех этих десяти программистов. В зарубежных компаниях, как правило, предлагают концентрироваться на одном из направлений разработки и совершенствоваться именно в нем. Справедливости ради надо отметить, что российские студии все чаще размещают вакансии с четким объемом задач и соответствующие зарубежным специализациям геймдевов.    

Краткое описание

Gamedev может работать как самостоятельно, так и в команде, которая состоит:

  • из проджект- или продакт-менеджера;
  • продюсера;
  • гейм-дизайнеров;
  • программистов;
  • сценаристов;
  • нарративных дизайнеров;
  • звукорежиссеров;
  • художников (по текстурам, по игровому арту, аниматоров и др.);
  • VFX-дизайнеров;
  • 3D-риггеров;
  • тестировщиков;
  • и других IT-специалистов.

Состав команды напрямую зависит от бюджета проекта, но если финансирование минимальное, то разработчик игр выполняет функции целой gamedev-команды или те задачи, с которыми он способен справиться.

  • Мечтаешь создать свою игру?
    Воплоти мечту в реальность вместе с XYZ School!

  • Учим IT-профессиям с нуля и гарантируем новую работу. Онлайн-университет Skypro
    Мы не только дадим вам знания, но и доведем до новой работы с минимальной зарплатой 50 000 ₽.

Игровых девелоперов условно можно разделить на несколько групп:

  • настоящие мэтры, которые делают популярные игры в известных компаниях;
  • профессионалы, создающие качественные продукты среднего сегмента;
  • создатели простых игр (браузерных, мобильных и других);
  • геймеры и любители, которые выпускают дополнения и индии-игры.

Главный в разработке игр, пожалуй, gamedev-программист. Он пишет код, чтобы оживить персонажей, создать визуальные эффекты и удобный пользовательский интерфейс, интегрировать звук и событийный ряд. 

Языки разработки игр

Больше всего в геймдеве используются:

  • C, C++ (большие игры на UE – Unreal Engine);
  • C#, Java (игры на Unity);
  • PHP, JavaScript (браузерные);
  • C++, C#, Objective-C, Java, Python (массовые многопользовательские мобильные типа Crash Arena Turbo Stars, King of Thieves и Bullet Echo (мидкорный тактический командный шутер));
  • TypeScript, JavaScript, Ruby (мини-игры и виртуальная expo-зона на платформе WN Hub – входит в группу проектов WN Media Group);
  • Swift (для iOS);
  • Java/Kotlin (для Android);
  • Python (для Panda 3D, Blender Game Engine, PYGame);
  • С++, C# (для графической разработки на Unity – чтобы работать с алгоритмами для повышения качества и реалистичности графики).

В целом чаще всего в геймдеве пишут на C++. Утилиты и сборки в Unreal Engine написаны на C#. В UE широко используется CSS-фреймворк Blueprints. В этой системе визуального скриптинга сделана большая часть поверхностных систем Unreal Engine, к примеру, анимационные графы. Если интересует мобильная разработка, то понадобится знание нативных языков (Objective-С, Java и др.).

Участвуйте в игровых джемах

Случаются ситуации, когда кто-то получает хорошее предложение о работе, после того того как поучаствовал в создании чего-то крутого в игровом джеме.
Game Jam (геймджем) — сбор разработчиков игр, с целью разработки одной или нескольких игр за ограниченный промежуток времени (как правило, от 24 до 72 часов). Участниками геймджемов обычно являются программисты, геймдизайнеры, художники, и другие специалисты, работающие в области разработки игр.

Мы включили данный пункт, т.к. считаем, что такая возможность имеет место быть, хоть и является редкостью.
После участия в таком джеме, у вас будет хоть что-то для вашего портфолио, вы сможете развить свои навыки работы в команде в сжатых условиях, а также расширите свой профессиональный круг общения, взаимодействую с людьми, которые могут оказаться профессиональными разработчиками игр. Это может помочь вам устроиться на работу.

Особенности профессии

В современном мире создание компьютерных игр – это четко отлаженный поэтапный процесс. В игровом бизнесе существует два типа компаний: разработчик (developer) и издатель (publisher). Часто бывает так, что разработчик и издатель – это одна и та же студия. Это идет на пользу созданию игры: разработчику не надо будет убеждать издателя в целесообразности капиталовложений.

Этапы создания типичной компьютерной игры:

Первый этап разработки игр называется Pre-production, или подготовка к производству. Он включает в себя составление концепт-документа, подбор средств для реализации проекта, составление плана работ, работу с художниками для определения графического стиля игры, решение финансовых вопросов.

На втором этапе – Pre-alpha – составляется и утверждается подробный дизайн-документ, в котором детально расписана вся игра. Это основной документ, которым руководствуются в работе все специалисты. План работ согласовывается с компанией-издателем. Как правило, все современные игры разрабатываются для конкретного издателя, который вкладывает в разработку свои средства. На этом этапе в работу включается сценарист.  

Третий этап – альфа-версия – ключевой этап в создании игры, в процессе которого разработчики занимаются реализацией плана, заполняют игру содержанием. Гейм-дизайнер ведет постоянную работу с дизайнерами уровней и художниками/моделлерами, контролируя соответствие концепции и обеспечивая целостность и единый художественный стиль игры

При этом необходимо уделять внимание и деталям, которые делают игровой мир живым. На этом этапе периодически анализируются текущие результаты разработки: работающая демо-версия игры, первый уровень

Эти промежуточные результаты используются в рекламе новых игровых проектов: демо-версии публикуют на игровых сайтах.

На четвертом этапе, который называют бета-версия, игра должна быть практически готова и полностью функционировать. Гейм-дизайнер принимает активное участие в тестировании, работает с дизайнером миссий. По результатам тестов на этом этапе в игру вносятся необходимые изменения.   

Финальный аккорд – релиз (англ. release), то есть выпуск. После создания, тестирования и отладки игры наступает долгожданное время ее выпуска. Интерес к этому событию усиленно подогревается издателем игры посредством рекламы. На этом этапе гейм-дизайнер активной работы не ведет.

Последний этап – поддержка. Компьютерные игры, даже после тестирования и многократной отладки, часто выходят с ошибками. Разработчики оставляют возможность исправлять ошибки на выпущенных играх, устанавливая патчи (от английского слова patch – заплатка).

Концепт-художник

Концепт-художник — это профессионал, создающий визуальные концепции для игровых проектов, включая персонажей, архитектуру, ландшафты, оружие, технику и другие элементы игры. Их работа заключается в создании предварительных макетов и рендеров, которые используются для определения визуального стиля игры и её механик.

Концепт-художник важен для создания уникальной и привлекательной игры. Они должен иметь навыки визуального искусства, знание основ композиции и цвета, понимание анатомии и перспективы. Кроме того, он должен быть креативными и иметь чувство стиля, чтобы создавать идеи, которые соответствуют тематике и жанру игры.

Концепт-художник обычно работает в команде разработчиков игр, включая геймдизайнеров, программистов, 3D-моделеров и аниматоров. Их работа является первым шагом в процессе разработки игры и помогает установить общую структуру и визуальный стиль.

Зарплата концепт-художника может варьироваться в зависимости от уровня опыта и места работы. В России начальная зарплата может составлять от 50 000 до 80 000 рублей в месяц, а для более опытных специалистов может достигать от 100 000 до 200 000 рублей в месяц. Кроме того, некоторые концепт-художники работают на фрилансе и могут получать оплату за каждый выполненный проект.

Разработчик игр — универсальный солдат

Разработка игры — трудоёмкий процесс. В масштабные и медийные продукты вкладывают крупные инвестиции, а для их создания привлекают команды специалистов. В небольших проектах бюджет скромнее. Здесь чаще нужны универсальные разработчики, которые владеют сразу несколькими направлениями, например, могут написать код, создать трёхмерную графику, заняться продвижением готового продукта, пострелизной поддержкой игры.

Чем больше направлений и инструментов геймдева осваивает специалист, тем разнообразнее идеи, которые он может воплотить. А значит, ему доступно участие в самых интересных игровых проектах.

Геймдев в одиночку и в команде: какие специалисты создают игры

Читать подробнее

Бизнес-девелопер

Александр Кищинский, CEO, IThub games

Бизнес девелопер или биздев занимается развитием бизнеса. В рамках игровой индустрии это предполагает работу над расширением клиентской и партнерской базы. Работа биздева обычно строится вокруг посещения конференций, работы с запросами с сайта, организации поиска партнеров — через социальные медиа, рекламу и другие каналы. Биздев приводит проекты и деньги в компанию.

От хорошего биздева ожидают коммуникабельности, организованности, ответственности, понимания специфики бизнеса и рынка (в большей мере), понимания процесса разработки игр (в несколько меньшей мере) и лояльности. Лояльность играет ключевую роль, поскольку биздев напрямую влияет на результаты бизнеса.

Специалист должен владеть стандартным набором средств проджект менеджмента, работы с информацией, средствами визуализации и коммуникации. Это таск-трекеры, программы для работы с таблицами и текстами, различное ПО для построения диаграмм и визуализации (draw.io, Miro), почтовые клиенты, CRM системы.

Профессия подойдет людям, направленным на бизнес, результат и коммуникацию. Если человек получает удовольствие, закрывая сделку, достигая выгодной договоренности, расширяя свой нетворк — это его.

Бизнес-девелопер — либо общается, либо работает с информацией. 60% общения, 40% работы с информацией, бумагами.

На чем создаются игры

Игры создаются при помощи игровых движков. На них проектируется код игры, уровни и базовые анимации. Существует масса разных движков, некоторые программисты дописывают их «под себя». В больших компаниях по разработке могут создавать свои игровые движки, хотя это трудный и времязатратный процесс. 

Куда проще воспользоваться готовыми решениями. Самые популярные движки — Unity 3D и Unreal Engine. Особенность первого в том, что вы можете создать базовый функционал игры, не написав и строчки кода. На нем разрабатывают как небольшие, так и крупные ААА-проекты. 

Unreal Engine — более сложный движок, который труднее освоить. Но у него есть масса плюсов, которые делают его популярным и востребованным. Это широкий набор инструментов, удобный интерфейс, большое количество документации и возможность кастомизации под нужды своего проекта.

QA-тестировщик

Александр Торговкин, Bytex, партнеры конкурса «Начни игру»

Тестировщик занимается испытанием отдельных модулей или системы в целом, используя определенные наборы тестовых сценариев в искусственно созданных ситуациях использования ПО.

Хороший тестировщик должен обладать аналитическим складом ума, чтобы четко видеть причинно-следственные связи и делать выводы на основании полученных во время испытаний результатов. Он должен быть внимателен к мелочам и обладать большим терпением и усидчивостью, поскольку тестирование ПО — часто монотонный труд, многократное повторение тестовых сценариев для выявления дефектов.

Человек, стремящийся к тому, чтобы посвятить себя тестированию должен понимать, что это не хобби, а настоящая профессия, которая требует глубоких знаний и навыков. Если до старта он обладает знаниями о том, как создается ПО (разработка документации, использование модели разработки, роль и задачи специалистов-разработчиков и т.д.), освоится в профессии ему будет гораздо легче.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Tehnik Shop
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: