В какой стране ваши права будут надежно защищены: рейтинг стран с верховенством закона

Ухудшение показателей в странах Европы

В рейтинге WJP Польша – как и во многих других подобных индексах – зафиксировала устойчивую тенденцию к снижению с тех пор, как в 2015 году к власти пришла национал-консервативная партия «Право и справедливость» (PiS), которая приступила к спорной перестройке судебной системы, СМИ и т.д.

Этот спад продолжился и в 2021 году, когда WJP обнаружила, что показатель верховенства закона в Польше снизился на 2,4% до 0,64 (по шкале от 0 до 1). Теперь только пять стран ЕС (Венгрия, Болгария, Греция, Хорватия и Румыния) находятся ниже Польши.

Польша сейчас занимает 26-е место из 31 страны в регионе ЕС, Европейской ассоциации свободной торговли и Северной Америки, которые включены в индекс   36-е место из 139 стран и юрисдикций в мире.

Индекс был разработан для применения в странах и юрисдикциях с совершенно разными социальными, культурными, экономическими и политическими системами. Стоит заметить, что н одна страна не набрала максимальное количество баллов, поэтому нельзя сказать, что где-то существует идеальное общество, в котором на все 100% главенствует закон  порядок. Но в то же время есть страны, очень близкие к идеалу. Поэтому если вы хотите переехать в страну, где слово «закон» – это не пустой звук, мы рекомендуем обратиться к экспертам нашего портала по электронной почте info@offshore-pro.info.

Конституционный суд как орган контроля

Конституция является основным законом любого государства. Это нормативный акт, имеющий высшую юридическую силу. Законы, постановления, распоряжения принимаются на базе Конституции и с целью реализации, конкретизации отраженных в ней норм.

Конституционный суд — орган, который защищает конституционный порядок в государстве. Основная функция этой инстанции — следить за соответствием норм законов и других нормативных актов положениям, которые закреплены в основном законе государства. Обратиться в Конституционный суд могут депутаты законодательного органа, избранные народом, члены правительства, президент, представители общественности. Хотя их петиции не обязательно принимаются к рассмотрению, если вопрос поднят действительно серьезный, суд обязательно его решит.

Социальное государство

Термин «социальное государство» введен в научный оборот в XIX в. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Конституции ФРГ 1949 г. Концепция социального государства окончательно сформировалась во второй половине XX в.

Социальное государство конструирует тип , который позволяет обеспечить более равномерное распределение материальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стартовые возможности граждан, создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания. Оно выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное и .

Возможность практического воплощения идеи социальною государства
зависит от ряда факторов:

  • высокою уровня экономического развития страны;
  • наличия правового государства;
  • соответствующего уровня политической культуры граждан.

Статус социального государства официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и др.

Российское государство ставит своей целью стать социально-правовым.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

  • идеологический и политический плюрализм;

  • принцип выборности органов власти и должностных лиц;

  • стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

  • недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это принцип устройства общества, при котором множество различных взглядов, позиций, идей и интересов сосуществуют друг с другом. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность
свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются на демократичных выборах. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в
своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

  • контроль над законностью решений судов;

  • надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

  • создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

  • надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

  • предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность
заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства,
способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Поможем закрепить новый материал на онлайн-уроках обществознания.

Функции правового государства

Цель правового государства состоит в том, чтобы способствовать благосостоянию своих граждан в целом.

Государство существует и функционирует ради людей. Оно в первую очередь защищает те интересы, которые являются общими для всех лиц, находящиеся под его юрисдикцией; например, осуществляет сопротивление иностранному вторжению и защищает жизнь и имущество граждан. Если государство остановится на этом этапе, то оставит незащищенными не только многие индивидуальные интересы, но и многие аспекты общего благосостояния. 

Функции:

  • поддержание промышленности;
  • поддержание мира, порядка и безопасности;
  • защита людей и имущества;
  • сохранение внешней безопасности;
  • социальное образование;
  • общественная благотворительность;
  • охрана труда и техники безопасности.

Государство принимает участие в следующих сферах:

Предприятия. Под этот пункт подпадают все те отрасли и учреждения, которые государство не просто регулирует, но владеет и управляет ими.

Государственное образование. Только в очень исключительных случаях образование и воспитание ребенка может контролироваться и осуществляться как государством, так и родителями

Тем не менее, общее благосостояние требует, чтобы государство принимало довольно важное участие в работе образования.

Общественная благотворительность. Принцип, согласно которому государство должно делать только то, что не может быть сделано также частными лицами, с особой силой применяется в области благотворительности

Благотворительные функции государства многочисленны и важны. В области профилактики оно может и должно использовать все надлежащие и возможные методы для обеспечения такой социальной среды, которая делает благотворительную помощь ненужной.

Общественное здравоохранение, безопасность, мораль и религия. Государство должно защищать своих граждан от болезней с помощью санитарных правил, таких как правила, касающиеся карантина, прививок, медицинского осмотра школьников и утилизации мусора. Он должен обеспечивать их физическую неприкосновенность с помощью таких мер, как правила дорожного движения, требования безопасности для общественного транспорта и строительные нормы.

РФ является правовым государством, о чем говорится в 1-ой статье Конституции страны.

Как измеряется индекс верховенства закона

Чтобы получить объективные данные, при составлении индекса изучаются восемь факторов и 44 субфактора, которые основаны на двух источниках данных:

  1. Проводится всеобщий опрос населения при помощи ведущих местных опросных компаний. В каждой стране для этих целей предполагается репрезентативная выборка из 10001 респондента.
  2. Заполняются анкеты квалифицированных респондентов (QRQ). В этом случае в опросе участвуют практикующие юристы, эксперты и ученые с опытом в области гражданского и коммерческого права, конституционного права, гражданских свобод и уголовного права.

На основе полученных данных и определяется, насколько та или другая страна является правовой, и как применяется верховенство закона на практике.Также изучаются вопросы по поводу доступности судов для граждан и контроля за преступностью со стороны власти.

Другие индексы охватывают отдельные правовые аспекты, например, отсутствие коррупции или соблюдение прав человека, что не дает полной картины состояния верховенства закона.

В основе индекса верховенства закона WJP –  люди. Именно на основе мнения населения исследуемой страны и составляются рейтинги по поводу верховенства закона. 

В ходе составления рейтинга изучаются такие вопросы:

  1. Насколько прозрачны и понятны институты власти?
  2. Каким образом граждане могут ограничить полномочия институтов власти?
  3. Как осуществляется защита основных прав свобод?
  4. Насколько в стране развита коррупция?
  5. Как в том или ином государстве обеспечивается безопасность и правовая защита граждан?
  6. Насколько соблюдаются принятые в стране законы?
  7. Как работает гражданское правосудие?
  8. Как работает уголовное правосудие?

Принцип народного суверенитета

Понятие правового государства подразумевает важную роль народа в управлении страной. Как люди могут реализовать свое право влиять на политику государства? Существует два основных пути участия народа в государственном управлении. Первый способ — это выборы. Каждый гражданин приходит на избирательный участок и отдает свой голос за кандидата (партию), программа которого ему наиболее подходит. Голосование обязательно проходит честно, без подкупа избирателей.

Второй способ реализации народовластия — референдум. В европейских государствах важные политические и общественные вопросы только так и решаются. Сначала народ должен высказать свое мнение, а уж власть к нему обязательно прислушается. С помощью референдума решаются не только вопросы жизни государства в целом, но и конкретной общины (города, села) в частности.

Понятие «правовое государство»: что оно означает?

Различные мнения по поводу идеи правового государства мы можем встретить в произведениях многих известных юристов и философов

Важно подчеркнуть тот момент, что не существует единого взгляда на идею такого «рая». Все авторы подтверждают важность симбиоза государства и права

Это означает, что не должно быть беззакония. В государстве необходимо понимание необходимости системных действий, но в рамках четко установленных правил поведения. Не должно быть привилегированного положения у определенных групп людей.

Правовое государство — это такая система, в которой все управляющие органы стоят на защите прав и свобод людей, проживающих в конкретной стране.

Правовая культура и стабильный правопорядок

Идея правового государства
возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.

Признаки правового государства:

  • главенство права и закона во всех сферах жизни общества;
  • равенство всех перед законом;
  • разделение властей на три ветви;
  • реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.
  • признание прав и свобод человека высшей ценностью;
  • взаимная ответственность личности и государства;
  • политический и идеологический плюрализм;
  • стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовыми принципами
функционирования правового государства являются:

  • господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;
  • признание и гарантирование (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права лаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;
  • взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;
  • разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;
  • разграничение полномочий между органами власти различных уровней;
  • контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.

Правовое государство и общество: порядок взаимодействия

Гражданское общество существует в рамках существующей правовой системы. Жизнь общества и государства сейчас взаимосвязана. Как это проявляется? Правовое государство — это тот институт, который издает определенный закон, обязательный для исполнения обществом. Тот, кто создал закон, не может его сам нарушить. Логично? Да! Нарушить нормы законов могут только представители общества. Соответственно, нарушители, если их вина будет доказана в суде, понесут ответственность в рамках уголовного, гражданского или административного законодательства.

Общество также может выдвигать свои требования в адрес государства. Формы проявления этих требований могут быть разными:

  • обращения представителей общественных организаций в адрес органов власти;
  • демонстрации, революции;
  • референдум по народной инициативе;
  • деятельность политических партий.

Что такое правовое государство

Данный термин тесно связан с «конституционализмом», но отличается от него тем, что в нем также подчеркивается справедливость, а именно концепция моральной справедливости. Он основан на этике, рациональности, законе, естественном праве и справедливости. Таким образом, правовое государство являются противоположностью государства, основанного на произвольном использовании власти.

Конституционализм признает необходимость правительства с полномочиями, но в то же время настаивает на том, чтобы эти полномочия были ограничены. Противоположностью конституционализма является деспотизм. Правительство, которое выходит за свои рамки, теряет свой авторитет и легитимность (законность). Поэтому, чтобы сохранить основные свободы личности и сохранить ее достоинство и индивидуальность, Конституция должна иметь некоторые встроенные ограничения на полномочия, предоставляемые им государственными органами.

В правовом государстве власть ограничена в целях защиты граждан от произвольного осуществления власти. Люди пользуются гражданскими свободами, основанными на законе, и могут обращаться в суды. В юриспруденции правовое государство противопоставляется полицейскому государству.

Полицейское государство, как правило, демонстрирует элементы тоталитаризма или других жестких средств социального контроля. В таком государстве полиция не подчиняется верховенству закона в чрезвычайной ситуации, и нет никакого существенного различия между законом и осуществлением политической власти исполнительной властью.

Принципы и признаки правового государства

  1. Разделение властей является одним из основных структурных принципов правового демократического общества. Разделение властей не является самоцелью. Это основной принцип в каждом правовом государстве. Он служит таким целям, как свобода, законность государственных актов и независимость властных органов. Три ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная.
  2. Независимость конституционных судов позволяет конституционным судам эффективно контролировать соблюдения принципа разделения властей. Правосудие осуществляется компетентными, этичными представителями и нейтральными лицами, которые имеют достаточные ресурсы и отражают состав сообществ, которым они служат.
  3. Верховенство права. Государство и должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством, власть подотчетна; законы включают защиту основных прав, открыто заявляют о своих и гражданских обязанностях, включают понятия неприкосновенности личности и его собственности.
  4. Открытое правительство. Процессы, посредством которых закон принимается, применяется, выносится решение и обеспечивается его соблюдение, являются доступными, справедливыми и эффективными.

Данные универсальные принципы и признаки разработаны в соответствии с международно признанными стандартами и нормами, а также были протестированы и доработаны в консультации с широким кругом экспертов по всему миру. 

Основные характеристики и элементы правового государства

Основные характеристики:

  1. Верховенство права является древней концепцией, которая была признана и принята разными обществами в разные периоды истории. Хотя эта концепция имеет древнее происхождение, она остается актуальной для любого политического общества сегодня. Верховенству права приписывались различные значения. Институты, ученые и философы, такие как Аристотель, Брэктон, Фридман и другие, по-разному определяли и объясняли верховенство закона.
  2. Еще одним аспектом или характеристикой закона является равенство перед законом. Законы страны не должны приниматься в интересах определенных лиц или групп. Закон должен быть принят для блага и безопасности каждого гражданина, независимо от политических убеждений, социального или экономического статуса или этнической принадлежности гражданина. Гражданину, который утверждает, что его права были нарушены правительством, должно быть разрешено подать в суд на правительство.
  3. Третий аспект или характеристика правового государства заключается в том, что деятельность правительства должна осуществляться в рамках действующих законов и нормативных актов страны. Конституция и различные законы, принятые законодательным органом, обычно наделяют конкретными полномочиями различные учреждения или департаменты правительства. Это может быть право разрабатывать политику, исполнять закон или выполнять проект.

Существует составной показатель, отражающий рейтинг правовых государств, исходя из некоторых ключевых элементов:

  • равное обращение и отсутствие дискриминации;
  • гарантии права на жизнь и личную безопасность;
  • надлежащая правовая процедура и права обвиняемого;
  • гарантия свободы мнений и их выражения;
  • гарантия свободы убеждений и религии;
  • свобода от произвольного вмешательства в частную жизнь;
  • гарантированные собрания и трудовые ассоциации и основные трудовые права.

Он охватывает относительно скромный перечень прав, которые прочно закреплены в международном праве и наиболее тесно связаны с вопросами верховенства права.

10 лучших стран по обеспечению верховенства закона в соответствии с WJP в `Y` году:

1. Дания.2. Норвегия.3. Финляндия.4. Швеция.5. Германия.6. Нидерланды.7. Новая Зеландия.8. Люксембург.9. Австрия.10. Ирландия.

Сравнение

Итак, в правовом государстве именно закон превалирует над чьими-либо желаниями и интересами. В таком обществе у политической группы, которая получила власть, практически нет шансов перекроить социальное устройство без оглядки на историко-культурные особенности людей. Механизмы, которые задействуются для устранения нарушений закона, работают без оглядки на статус нарушителя.

Неправовое государство – это полный антипод: здесь не приходится говорить о равноправии, так как законы не соблюдаются, существуют социальные группы, стоящие «вне закона». Это люди, в руках которых сосредоточена власть, либо те, кто может откупиться от правосудия. Подобные принципы жизни действуют в Латинской Америке, а также на значительной части постсоветского пространства.

В правовом государстве правила ведения бизнеса и политической игры открыты и понятны для всех. Действуют механизмы движения по социальной лестнице, для активации которых нужно полностью разделять и уважать общепринятые ценности. В неправовом государстве система работает иначе. Действуют неписанные правила, которые касаются и политики, и экономики. Так, чтобы организовать своё производство, открыть крупную торговую точку, необходимо платить должностным лицам, наделённым властью. За несоблюдение неписанных законов непременно наступает наказание.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Tehnik Shop
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: